Эрмитаж в Екатеринбурге: в музее ИЗО открывается выставка одного шедевра

Культура

В Екатеринбург впервые привезли портрет российской императрицы работы Ивана Крамского. Шедевр выставили в Музее изобразительных искусств, где сегодня открылись Дни Эрмитажа. Увидеть работы из запасников петербургского музея, а также побывать на виртуальной экскурсии можно до 20 октября.

В окружении журналистов, как суперзвезда, – на нее направлены объективы всех телекамер, рядом не утихают щелчки фотоаппаратов. Все стремятся запечатлеть императрицу Марию Федоровну – знаменитый портрет кисти Ивана Крамского.

Юрий Гудыменко, старший научный сотрудник отдела русской культуры Государственного Эрмитажа: «Это произведение малоизвестно вообще публике по сути, несмотря на то, что она выставляется с 2004 года, а раньше была в запасниках. Тем не менее, для нее это настоящая премьера».

Мария Федоровна была женой императора Александра Третьего. Трогательно беззащитной, доброй, кроткой – такой ее изобразил и Крамской. Картина накануне прибыла из Санкт-Петербурга в рамках Дней Эрмитажа.

Светлана Адаксина, заместитель генерального директора, главный хранитель Государственного Эрмитажа: «Неспроста в год столетия революции мы возвращаемся к истории императорской семьи и имеем возможность благодаря этому красивому портрету, на котором изображена молодая женщина, которая только что стала императрицей, вспомнить о том, что происходило в нашей стране сто лет назад, подумать о добре и зле, о судьбах России».

Дни Эрмитажа проходят в Екатеринбурге второй раз, и вновь в Музее изобразительных искусств. Место выбрано неслучайно: в годы Великой Отечественной войны именно в здании на Вайнера хранились сокровища главного музея Северной столицы: «Двумя эшелонами 30 июня и 20 июля ушло далеко на Урал миллион 200 тысяч экспонатов».

В благодарность за сохранение коллекции часть экспонатов решили оставить на Среднем Урале. А сегодня сотрудники Эрмитажа готовы делиться еще и секретами реставрации, к примеру, графических произведений. Вот так смятый рисунок сначала увлажняют с обеих сторон, затем аккуратно накрывают сукном и кладут под пресс, а чтобы восполнить бумажную основу произведения, используют блендер – на то она и реставрационная кухня.

Татьяна Собянина, заведующая лабораторией научной реставрации графики Государственного Эрмитажа: «Произведения графики – это действительно очень нежный трепетный материал, который требует особой стерильности, чистоты. Мы не ставим задачу вычистить, выбелить, восполнить произведение до такой степени, что не было видно самого оригинала, такой задачи в реставрации не стоит».

За последние семь лет мастер-классы по реставрации прошли в девяти городах России. Тема зависит от потребностей того или иного музея. В екатеринбургском, например, немало графических произведений, но всего один реставратор.

Ольга Горнунг, заведующая реставрационной мастерской Екатеринбургского музея изобразительных искусств: «У нас, к сожалению, сейчас пока только одна ученица обучается реставрации графики. Вот такой обучающий момент для нее тоже, конечно, он крайне полезен, потому что в Эрмитаже просто образцовая мастерская, лаборатория реставрации графики, она прекрасно оборудована, высококлассные специалисты».

Программа Дней Эрмитажа рассчитана не только на реставраторов и культурологов, а на всех ценителей искусства. Первые посетители уже примерили очки виртуальной реальности и погрузились в историю Эрмитажа. Лариса Петрова: «Ты, как комета, мчишься среди эпох, и эти эпохи – они рядом с тобой, они абсолютно реальны, абсолютно захватывающи. Поэтому это удивительное путешествие по Эрмитажу, конечно, до глубины души восхищает».

Еще одну виртуальную экскурсию можно совершить по Залу Юпитера. У свердловчан есть неделя, чтобы, не выезжая за пределы уральской столицы, увидеть сокровища Эрмитажа.

Яна Юмакаева

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00