Искусствоведы УрФУ исследуют родословную неизвестной «Мадонны»

Культура

Неизвестная «Мадонна» оказалась в руках уральских искусствоведов. Теперь эксперты изучают шедевр и строят предположения о его происхождении.

Эту неизвестную миру «Мадонну» эксперты называют «убитой». Картина, написанная маслом, выглядит потрепанной, краска местами потрескалась и уже не имеет прежней яркости. Разгадать происхождение шедевра взялись искусствоведы Уральского федерального университета: «Экспертиза картины. Слой грунта, это белый грунт, и относительно него, очень тонкий красочный слой. Что довольно-таки характерно для живописи периода первой четверти XIX века».

Картина попала в руки экспертов случайно. Ее передал на экспертизу мужчина, который нашел шедевр в доме потомков Демидовых. Как говорят искусствоведы, известные уральские горнозаводчики любили живопись. У них были свои личные художники, которых они посылали на стажировку в Италию. В то время там делали много копий, и эта «Мадонна» может быть одной из них.

Татьяна Трошина, заведующая кафедрой музееведения и прикладной культурологии УрФУ: «Что касается композиции, что касается письма, знания натуры – это всё здесь есть. Это такая академическая живопись. Причём очень похожая на круг "Болонского академизма" так называемого, который в Италии процветал в XVII веке. Но сразу, как-то было видно, что уж очень вещь пребывала в таком плачевном состоянии. Скорей всего, конечно, это копия, но копия очень хорошего качества».

Развеять все сомнения искусствоведов поможет новое лабораторное оборудование, аналогов которого нет ни в одном другом вузе России. Уже сегодня для студентов кафедры искусствоведения здесь проводят мастер-классы и экспертизы экспонатов. При помощи микроскопа учащиеся могут заглянуть вглубь картины, а через ультрафиолетовую камеру увидеть то, что незаметно на первый взгляд. Денис Ильичев, младший научный сотрудник отдела экспертизы и реставрации лаборатории художественных практик и музейных технологий УрФУ: «Каждая аппаратура отвечает за свои определённые специфические моменты, которые помогают нам исследовать работу. Если нужно определить фактуру красочного слоя, то мы применяем, специальную камеру с фотоаппаратом, если нам необходимо увидеть, сколько слоёв краски положено, увидеть, какого характера там выпадения красочного слоя, мы берём микроскоп».

Как говорят эксперты, на все необходимые процедуры может потребоваться около месяца, но такие сроки для загадочной картины «Мадонны» не страшны. Ведь, по оценке специалистов, ей больше двух столетий.

Любовь Жукова

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00