Итоги недели: триллер «Риголетто» на сцене театра «Урал Опера Балет»

Культура
07 Сентября 2019, 21:00

Психологический триллер, подражание Хичкоку – такие сравнения приходят на ум создателям новой постановки «Ригалетто» на сцене оперного. В репертуаре театра произведение Верди с самого первого сезона, однако, в этом году режиссер Алексей Франдетти решил круто изменить привычное. Эта премьера стала инаугурацией не только нового главного дирижера Константина Чудовского, но и итальянского вокального педагога Массимилиано Булло, знаменитого по работе в Ла Скала.

В лучших традициях Хичкока: история Риголетто в этот раз начинается с убийства. В движениях черных силуэтов угадывается всем известный финал оперы, а на переднем плане убитый горем отец возвращается из Дома прощаний, где кремировали его дочь.

Алексей Франдетти, режиссер-постановщик оперы «Риголетто»: «Мне было важно рассказать ту историю, которую я вижу. А вижу я историю о взаимоотношениях взрослого человека и его ребенка. Где эта грань, когда ты отпускаешь своего ребенка? А мне кажется, это очень-очень важно, потому что если ты его постоянно ограничиваешь, то происходит то, что произошло с героями нашей оперы».

Если б это был фильм, то здесь непременно бы появилась надпись «Сорока днями ранее». Но в театре лишь меняется антураж и теперь он далек от классического. Вместо бала XVI столетия – светская вечеринка 60-х. А королевской роскоши постановщики предпочли строгий минимализм в черно-белых тонах – тоже привет Хичкоку. По сюжету, молодой герцог прожигает свою жизнь: разгульные вечеринки, распущенные придворные и язвительный шут Риголетто, жестоко поплатившийся за свои издевательства. Его нельзя назвать положительным героем: изломанный нравственно, мстительный, лживый, он тем не менее вызывает сочувствие зрителей.

Александр Краснов, ведущий солист театра «Урал Опера Балет»: «Мой Риголетто – это любящий отец, гиперлюбящий отец, боящийся потерять свою дочку, боящийся, чтобы что-то пошло не так, и мне эту роль играть несложно, потому что у меня две дочери».

Король забавляется на театральных подмостках уже второе столетие. Пьеса Виктора Гюго, которая лежит в основе оперы Джузеппе Верди «Риголетто», здесь обретает новые черты и героев. На протяжении всего спектакля за шутом следует образ его дочери. Роль призрака Джильды исполняет девятилетняя артистка из Москвы Лиза Бугулова:

«Она отображает эмоциональное состояние Риголетто, то есть если Риголетто в гневе, то и маленькая Джильда тоже в гневе. А если Риголетто грустно, то и маленькой Джильде тоже грустно, но она его успокаивает».

Кроме знаменитого сюжета, от Верди в новой постановке осталась, конечно, музыка. Артисты поют исключительно на итальянском. Ради оригинального произношения исполнители брали уроки у педагога по вокалу Массимилиано Булло. Он больше 40 лет служил в святая святых мировой оперы – миланском Ла Скала.

Массимилиано Булло, педагог по вокалу: «Самым сложным было научить русских артистов свободно петь на итальянском, чтобы они не произносили утрированно иностранные слова. Зато не возникло проблем с экспрессией. Русские такие же открытые, как итальянцы. В отличие, например, от корейцев и японцев. Когда им говоришь: смейся или плачь – у них на лице одна и та же эмоция. А вот с русскими в этом плане работать легко и интересно».
Константин Чудовский, дирижер-постановщик оперы «Риголетто»: «Прорабатывалась каждая фраза, произношение, где есть дыхание, где нет дыхания, где есть переход на верхнюю ноту, как выйти на верхнюю ноту в зависимости от солиста – то есть работа была кропотливая в течение многих месяцев».

Тандему итальянского вокалиста и российского дирижера почти восемь лет, но екатеринбургский зритель впервые услышит плод их совместного творчества. Вся палитра чувств и переживаний героев, которая не теряет насыщенности даже по прошествии веков, заиграет новыми красками уже 8 сентября.

Яна Юмакаева

Комментарии

Ctrl + Enter

Другие новости