Итоги недели: история Каслинского павильона

Культура

Культурным событием недели стала презентация уникального издания, посвященного истории Каслинского павильона. Оказывается, французы хотели купить его за два миллиона царских рублей. Чугунный павильон едва не переплавили в снаряды, а однажды он стал театральной сценой.

Никита Корытин: «Эта книга долгожданная, потому что предыдущее издание было выпущено в начале 80-х годов, и на текущий момент оно все разобрано по частным библиотекам, домашним собраниям, а в магазинах его нет».

В объемной книге история Каслинского чугунного павильона с момента его рождения в 1899 году. Полторы тысячи деталей были отлиты в рекордные сроки – мастерам потребовалось всего месяцев месяцев. Ажурная громада павильона – словно сказочный дворец, сотканный из причудливых чугунных узоров и рельефов. И даже, казалось бы, обычные плитки в основании – образчики литья. На каждой вручную выбит мельчайший рисунок, имитирующий выделанную кожу.

Рассматривать этот экспонат можно часами. Будоражат воображение быстрые корабли, вещие чудо-птицы, волшебные цветы, диковинные рыбы и звери. Сегодня, как и век назад, павильон впечатляет. Виктория Бекешко: «Что-то есть в нем такое восточное, необычное, мне очень нравится. Вообще интересно знакомиться с историей и культурой».

В 1900 году павильон отправился на Всемирную парижскую выставку, родоначальницу сегодняшнего ЭКСПО. Во Францию поехали и 25 каслинских рабочих, чтобы на месте собрать павильон. Интересно, что перед поездкой, руководство Каслинского завода своих мастеров решило приодеть. На фотографии, сделанной по пути в Париж, на всех новые шубы с каракулевыми воротниками, папахи и сапоги.

Успех каслинских мастеров превзошел все ожидания. Витрина Кыштымского горного округа получила высшую награду среди металлических изделий – хрустальный Гран-при и золотую медаль. Татьяна Трошина: «Как правило, эти павильоны после выставок разбираются и умирают, а я бы сравнила наш Каслинский павильон с Эйфелевой башней, потому что она тоже строилась как временное сооружение и должна была быть разобрана после парижской выставки, но она осталась».

Впечатленные изящной работой, французы даже предложили выкупить павильон за баснословную по тем временам сумму – 2 млн. рублей. Но сделка не состоялась из-за скульптуры, изображающей молодую женщину в доспехах, которая олицетворяет российскую державу. Россия не продается, заявили наши мастера, и привезли павильон обратно на Урал.

Разобранный, он долгое время хранился во дворе Каслинского чугунолитейного завода. А в 1921 году павильон чуть было не уничтожили: директор завода приказал переплавить чугунные детали в снаряды. Ксения Гилева: «Павильона осталось процентов 40 деталей, все они были разрозненные, и собрать целое по нескольким черно-белым картинкам была идея утопическая. Но Семен Михайлович взялся за это. Он собрал бригаду мастеров, все вместе под его руководством они смогли воссоздать павильон в том виде, в котором он есть сейчас».

Реставрация каслинского чуда длилась несколько лет усилиями многих ученых и мастеров и под чутким руководством директоров музея ИЗО. Антон Стуликов: «Я бы хотел, чтобы помнили фамилию Юрия Николаевича Тимофеева, который придумал этот проект. В картинной галерее он стоял не в том виде, в котором он был на самом первом ЭКСПО, на всемирной выставке в Париже, где он занял второе место после Эйфелевой башни. И я помню, как выбивали это сусальное золото, которое мы видим, его реально добывали».

Завершилась реставрация при Янине Ганебной. Она была директором музея ИЗО 15 лет и ухитрялась при любых финансовых сложностях не останавливать работы по восстановлению павильона. Наталья Ветрова: «Работа эта продолжалась не один год. И время было непростое, здесь большую роль сыграла Нина Евгеньевна Ганебная, которая была директором музея, и сотрудники музея».

С особым трепетом осматривает павильон Валерий Сакнынш. Реставратор помнит, как перевозили экспонат из прежнего здания музея. Для этого все чугунные детали пришлось разбирать и собирать вновь. А чтобы подчеркнуть рисунок, кое-где каркас обили желтым бархатом. Валерий Сакнынш: «Красный можно менять хоть каждый год, а желтый уже не сменить, потому что все придется снимать. То есть разбирать все в обратном порядке, то есть шурупы раскручивать, это новая реставрация».

На презентацию книги в екатеринбургский музей приехала и делегация из города Касли. Гости рассказали, искусные мастера в их краю не перевелись, но повторить такой шедевр, как этот павильон, пожалуй, никто не возьмется. Ольга Ремезова: «Конечно, у нас есть чувство определенной зависти к Екатеринбургу, но мы прекрасно понимаем, что в нашем городе, маленьком Касли, несмотря на большой поток туристов, мы бы не смогли показать его с таким достоинством, с такой гордостью».

Эти кадры сделаны в 1993 году. Тогда Каслинский павильон даже превратился в театральную сцену. Как вспоминает сегодня худрук студенческого театра «Старый дом» Николай Стуликов, импровизировать пришлось из-за временных проблем с настоящей сценой. Николай Стуликов: «Мы там приноровились и прямо вокруг этого павильона и внутри сыграли "Вешние воды", полагаясь на то, что есть связь высшей классики с классическим изобразительным искусством. Получилось неплохо, потом мы еще там два спектакля играли».

Каслинский павильон зарегистрирован в каталоге ЮНЕСКО как раритет и феномен промышленного искусства. Это единственное в мире чугунное архитектурное сооружение, которое находится в музейной коллекции. И несомненно заслуживает статуса восьмого чуда света.

Ксения Лукина, Александр Гомзяк, Александр Ржанников, Евгений Кузнецов

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00