Итоги недели: необыкновенная история паровоза из тундры

Культура

Бедную овечку спасают в Верхней Пышме. Речь не о животном, а о паровозе. Паровая машина серии ОВ – отсюда и прозвище – «овечка» – была выпущена в конце XIX столетия. Из-за великих планов вождя всех народов построить в условиях вечной мерзлоты Трансполярную магистраль этот легендарный паровоз оказался в ямальской тундре. Чтобы вызволить «Овечку», ее пришлось научить летать.

Как к живому, к этому паровозу относятся все рабочие автотранспортного цеха «Уралэлектромеди». Еще бы, ведь доставить в Верхнюю Пышму железную легенду стоило немалых усилий. Сергей Ульяшин, слесарь по ремонту Автотранспортного цеха ОАО «Уралэлектромедь»: Первый раз съездили, разобрали по запчастям. Котел отдельно, тендер отдельно, колесную пару отдельно. Второй раз уже вертолетами вытащили его».

Паровоз «ОВ» или ласково «Овечка» – самая массовая паровая машина царской России и раннего Советского Союза. Таким его нашли в ямальской тундре. Здесь он оказался благодаря планам Иосифа Сталина построить Трансполярную магистраль, этакий северный аналог Транссиба. С началом Второй мировой войны ресурсы перебросили, а о великой стройке забыли. Теперь о мечтах вождя напоминают лишь развалины поездов за полярным кругом.

60 лет паровоз «ОВ» простоял под открытым небом на заброшенной железной дороге. Чтобы ржавую развалину превратить в музейный экспонат, сотрудники «Уралэлектромеди» организовали несколько экспедиций за полярный круг. Там при минусовой температуре они разбирали паровоз. Работа шла вручную и только домкратами. Вокруг – глухая тундра, и более солидную технику сюда просто не привезти. Рабочие отделили от ржавой конструкции котел и колесные пары.

В октябре «Овечку» доставили в Верхнюю Пышму. И тут началось самое интересное – реставрация. Сначала каждую деталь пришлось тщательно очищать от ржавчины. Алексей Пархомчик, начальник участка раритетной техники ОАО «Уралэлектромедь»: «Сложность первая – это отсутствие технической документации, поэтому приходится использовать старые детали, подгонять, пробовать. Два элемента мы уже состыковали – это экипажная часть и колесные пары. Сейчас восстанавливаем кабину».

Полностью воссоздать легенду планируют уже к 9 мая. Вес экспоната будет достигать более 60 тонн. Чтобы доставить паровоз на выставку, где его смогут оценить посетители, «Овечку» придется снова разбирать на составные части и на грузовиках транспортировать в музей.

Сейчас площадку, на которой выставят паровоз, разравнивают и выкладывают плиткой. Масштабную экспозицию, посвященную воинам-железнодорожникам, в музее Боевой славы Урала в Верхней Пышме откроют к 70-летию Победы, в 2015 году. Александр Емельянов, заместитель директора музея военной техники «Боевая слава Урала»: «Будет проложено пять железнодорожных путей, на которые встанут бронепоезд, санитарный эшелон, эшелон с воинскими грузами, эшелон с оборудованием, которое эвакуируется на Восток».

Музей военной техники в Верхней Пышме – один из крупнейших в России. Его коллекция насчитывает более сотни экспонатов: танки, ракетные комплексы, истребители, вертолеты. А 9 мая этого года был открыт трехэтажный павильон. Здесь можно увидеть ретроатомобили, старинные мотоциклы, форму и оружие военных лет. Причем вся техника в рабочем состоянии, в этом не раз убеждались зрители на параде победы в Верхней Пышме.

Сложно поверить, но и ретро-паровоз с заброшенной сталинской стройки вскоре обретет вторую жизнь, и свой 115 день рождения «Овечка» встретит при полном параде.

Ксения Лукина

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00