Уральские скульпторы отливают «Маски скорби» Эрнста Неизвестного

Культура

Посмертную маску писателя Юрия Либединского представили сегодня в Екатеринбурге. В день памяти Эрнста Неизвестного эту его раннюю работу передали в музей художника.

Его имя гремело на весь Союз: Юрий Либединский был признанным в СССР художником слова. Но вот парадокс: теперь его посмертную маску связывают с именем Эрнста Неизвестного. Этот слепок – одна из ранних работ скульптора. Почти полвека маска хранилась в коробке у вдовы Либединского, так бы там и осталась, если бы не случайный разговор исследователя Надежды Капитоновой с супругой писателя.

Надежда Капитонова, соавтор книги «Неизвестное о Неизвестном»: «Мы с ней столько лет виделись и разговаривали, она никогда о нем не говорила. – А как вы его знаете? – Он маску снимал, посмертную маску, это 59-й год. – А где эта маска? – Я была уверена, что там, в каком-то архиве. Нет, она в коридоре, вон там, в шкафу лежит. Я говорю: а можно посмотреть? – Конечно, я, правда, ее ни разу не открывала с 59-го года».

После этой встречи вдова писателя передала посмертную маску в Центр историко-культурного наследия в Челябинске, где родился Либединский. Сегодня этот слепок занял свое место среди работ Эрнста Неизвестного в музее Екатеринбурга. Здесь вспоминают, как жил монументалист: постоянную экспозицию пополнили фотографии из лагеря «Артек».

Сергей Погодин, председатель клуба друзей Художественного музея Эрнста Неизвестного: «Это 1934 год, он как юный скульптор в данном случае от Свердловской области выступил, получил первое в конкурсе первое место и в качестве поощрения был отправлен в "Артек"».

Спустя 33 года Эрнст Неизвестный выиграет еще один конкурс и установит в «Артеке» свой знаменитый монумент «Дружба детей мира». Будет еще фасад здания ЦК КПСС в Ашхабаде, монумент «Дружба народов» для Ассуанской плотины в Египте. А вот его скульптуры советскому руководству были неудобны. Произведения критиковали, но последней каплей стал варварский разгром мастерской. После этого художнику пришлось уехать из Союза: сначала в Швейцарию, потом в США.

Эрнст Неизвестный: «Ну, если тебе ломают ребра, работы, переносицу и пальцы, то ты бежишь, это естественно. Я же не Бог, я всего только животное, только в человеческом облике».

Даже вдали от Родины мастер нашел в себе силы творить. Причем его карьера за рубежом сложилась лучше, чем у многих шестидесятников, покинувших Союз. Работы Неизвестного хранятся в Лувре, Ватикане. В 2013-м, еще при жизни мастера, в родном Екатеринбурге появился музей скульптора. А сегодня к открытию готовится монумент Неизвестного – «Маска скорби», отлитая в бронзе.

Иван Дубровин, руководитель литейной мастерской: «Было личное благословение, которое я попросил. Буквально через месяц его не стало, то есть я услышал его слово. Он говорит: "Это удивительный поступок, я рад, что на Урале есть такие люди, которые готовы брать на себя такую ответственность"».

Два последних года уральские мастера работают над творением Неизвестного. За доли секунды расплавленный металл принимает нужную форму. После того, как бронза остывает, за дело берутся чеканщики – выравнивают поверхность, зачищая швы. Энтузиазм литейщиков поддерживают областные власти: они готовят место для монумента.

Светлана Учайкина, министр культуры Свердловской области: «Мемориал жертвам политических репрессий – это то место поминовения, памяти и искупления, которое в общем-то очень важно для всех людей, которые живут в городе и в Свердловской области, поэтому сейчас уже начинается работа, связанная с реконструкцией существующего на сегодня мемориала».

Два человеческих лица, из глаз у них текут слезы, тоже стилизованные – мастер словно вылепил скорбь по миллионам жертв репрессий, в числе которых, по сути, оказался и он сам, вынужденный эмигрант. Эрнста Неизвестного часто спрашивали, не слишком ли дорого ему стоила независимость в творчестве. И скульптор отвечал, что выбора у него не было. Свободолюбие, рассказывают родственники, было у мастера в генах.

Наталия Неизвестнова, племянница Эрнста Неизвестного: «Семья Неизвестного вся отличалась свободой мысли, свободой слова, отсутствием плебейства и независимостью. Я думаю, что вот это вот всё в том числе взял Эрнст от своих родителей, особенно от папы».

После смерти мастера 9 августа прошлого года в Нью-Йорке интерес к Неизвестному и его работам не пропал, скорее наоборот. В день памяти скульптора свердловчане несут цветы к мемориальной доске художнику и к музею, где у входа гостям с портрета улыбается Эрнст Неизвестный. Таким жизнерадостным он навсегда останется в памяти.

Яна Юмакаева

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00