В Екатеринбург привезли подлинник рубенсовской «Кающейся Марии Магдалины»

Культура
11 Января 2019, 20:30

Увидеть подлинник Рубенса могут екатеринбургские ценители искусства. В галерее «Главный проспект» открылась выставка, на которой представлена работа кисти фламандского гения с необычной для картины судьбой.

«Главный проспект» Екатеринбурга погрузился в эпоху барокко. В фокусе десятков камер «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» – шедевр Питера Рубенса, написанный почти 400 лет назад.

«Когда задумываешься, что 400 лет назад человек трогал эту картину и что-то делал с ней… Прошло 400 лет, и ты на это можешь смотреть – это невероятно, в это сложно поверить». «Первое и самое глубокое ощущение реальности того, что я вижу, как будто это живой человек, застывший в некой позе, и эта застывшая слеза – это, конечно, бриллиант искусства».

Ее взгляд, полный отчаяния, – Мария Магдалина изображена в момент душевных терзаний: распутница раскаивается в греховной жизни. Это ранний авторский вариант картины, Рубенс работал над ним вместе с Ван Дейком и Йордансом. Более поздний хранится в музее Вены.

Алексей Орлов, первый заместитель губернатора Свердловской области: «То, что эта работа сегодня выставлена в галерее "Главный проспект", дает возможность жителям Екатеринбурга и нашим гостям полюбоваться великим искусством. Это действительно великое искусство, шедевр мировой живописи».

О том, что это подлинник, стало известно шесть лет назад. До этого почти полвека «Кающаяся Магдалина» лежала в запасниках Ирбитского музея. Подаренная еще в 70-е Эрмитажем картина считалась лишь копией Рубенса, если бы не реставрация, когда под толстым слоем лака удалось разглядеть почерк мастера.

Валерий Карпов, генеральный директор Ирбитского музея изобразительных искусств: «У Рубенса была своя фишка – особый прием написания глаз. Никто из учеников не смог перенять его манеру написания глаз, и поэтому это был элемент, по которому сразу можно было определить Рубенса».

Наследие Рубенса впечатляющее, но оно не ограничивается лишь его работами. Стиль, манеры, мироощущение фламандского гения оказали колоссальное влияние на других живописцев. Их гравюры тоже в экспозиции:

«Вроде и портрет черно-белый, такой, можно сказать, сдержанный, а чувствуется энергия. Картины страстные, я бы сказала».

В черно-белых тонах – «Тайная вечеря» Поля Дево. Картина младше главного экспоната на каких-то полвека. Гравюра, как и остальные в этом зале, написана по живописным оригиналам Рубенса, которые сегодня можно увидеть в Лувре.

Выставка творений фламандского гения и его современников объездила уже десятки городов Урала и Сибири, в Екатеринбурге пробудет весь зимний сезон.

Яна Юмакаева

Комментарии

Ctrl + Enter

Другие новости