Белорусские промышленники готовы наращивать обороты в сотрудничестве с предприятиями Среднего Урала

Экономика

Тягачи для Российской армии, умные лесорубы для свердловской промышленности: Белоруссия подтверждает статус надежного партнера для Среднего Урала. Мы начинаем серию спецрепортажей из Минска о том, как строится диалог – производственный, культурный и спортивный.

Детали будущего тяжеловеса изучают, как под микроскопом. Здесь даже не миллиметры – микроны решают, что забраковать, а что отправить на сборку. Мелочей в таких расчетах нет.

Ирина Запрудская, контролер: «Допустим, я смотрю диаметр: 2 на 25. Там есть определенный допуск, смотрим, чтобы он был и не тугой, и не прослабленный. Если будет прослаблено, то где-то что-то вырвет. Допустим, сюда вешается крышка, если будет прослаблена резьба, ее вырвет».

Минский завод колесных тягачей, или МЗКТ, еще при Хрущеве начал выпускать артиллерийские тягачи и двигатели к ним. Теперь предприятие – один из флагманов белорусской «оборонки». Как здесь говорят, у этих богатырей железный характер.

Константин Дубинчик, начальник отдела маркетинга завода колесных тягачей: «Минский завод колесных тягачей – производитель уникальной колесной техники, которая предназначена для эксплуатации в самых суровых климатических условиях от морозов до -50 °С до условий тропической жары +55 °С».

От советских цехов сегодня остались разве что стены, теперь всюду хай-тек – станки с программным управлением, специалисты с высокой квалификацией. Егор Ивашкевич признается: на прежнем оборудовании работал разве что на практических занятиях в техникуме. И тогда же,15 лет назад, начал осваивать новую технологию.

Егор Ивашкевич, наладчик станков с ЧПУ: «Дают эскиз обработки детали – с нуля обрабатываем. Налаживаем станок и обрабатываем. Намного быстрее, лучше и качественнее».

На заводе не скрывают: работают на заказ, поэтому детали не штампуют сотнями. За смену у рабочего выходит с десяток штук. В каком-то смысле здесь производят «роллс-ройс», только для армии.

Это похоже на выставку технических раритетов: каждый экспонат неповторим, выполнен по индивидуальному заказу. Вот одна из последних разработок – танкотранспортер. Этот богатырь сможет тянуть за собой сразу два танка. Общая его грузоподъемность – 136 тонн.

Больше 80 % продукции уходит на экспорт в Россию. Белорусские тягачи, по сути, – передвижная платформа для наших ракет. «Искандеры», «Бастионы», «Рубежи» – не иначе как щит Отечества – в прямом смысле выезжают из этих цехов. Военный симбиоз – венец парадов 9 Мая, в том числе в Екатеринбурге. Знаменитые комплексы «Ярс» и «Триумф» сейчас на вооружении в войсках ЦВО. Тесное сотрудничество и с уральскими заводами.

Дмитрий Горщарик, коммерческий директор завода колесных тягачей: «Екатеринбург – один из основных заказчиков, мы тесно работаем с заводом имени Калинина, а также с компанией "Уралмаш". Если говорить про завод имени Калинина, то с этой компанией мы открываем весь мир – это поставки в страны Африки, Латинской Америки, России. Мы вместе по всему миру».

А это уже высокое искусство коммунальной техники – механизированный балет. Экскаваторы, погрузчики, бульдозеры удивляют и покоряют: машины играют в баскетбол, забивают гвозди и знают толк в моде. Правда, в России этим «артистам» не до художественной самодеятельности: работают на улицах городов. Одно из направлений предприятия почти с вековой историей – лесозаготовительная техника. Белорусский харвестер тоже демонстрирует свои возможности. Сейчас головку для этой машины холдинг закупает в Европе, но в этом году наметились перспективы на тагильском Уралвагонзаводе.

Андрей Герман, главный конструктор машин лесопромышленного комплекса машиностроительного холдинга: «Изготовление головок для лесных харвестеров на вашем предприятии в самом зачаточном состоянии, пока сделаны образцы и так далее, они еще толком не поняли, что сделали, пока испытываются головки для гусеничных машин типа экскаваторов. В перспективе они хотят выпускать головки для колесных машин».

Этой осенью первый в России, пока опытный образец уральского харвестера представили на неделе отраслевых выставок в екатеринбургском ЭКСПО. Он способен заменить сразу семь бригад на лесоповале. Как только будет налажено производство, белорусский «Амкадор» готов закупать эти агрегаты. Перспективы не такие уж и далекие: первые поставки, рассказали в холдинге, намечены на следующий год.

Яна Юмакаева

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00