Зачем школам переходить на пятидневку: мнение экспертов

Образование
28 Октября 2019, 09:45

Зачем школам в Екатеринбурге нужно переходить на пятидневный режим работы? Об этом речь шла в эфире информационного шоу «События. Итоги дня» на ОТВ. Приводим в тексте основные моменты разговора.

Опыт других городов

Игорь Володин, председатель Екатеринбургской городской думы: Считаю, что пяти дней в неделю для учёбы вполне достаточно. Я этот вопрос тщательно изучал – есть опыт Москвы. Санкт-Петербурга, Ульяновска и других крупных городов, которые уже перешли на пятидневную учебу. Почему в Екатеринбурге до сих пор это не сделано? Это наша недоработка, и надо этот проект внести и провести.

Я был уже во многих школах Екатеринбурга, убедился. Единственная школа, 112-я, которая перешла на пятидневный режим работ, и в ней успеваемость поднялась на 3 %. Это связано с тем, что загруженность детей особенно высока, мы не даём им отдохнуть. Представьте: в субботу мы приходим в школу плюс ещё надо выучить уроки в воскресенье, а в понедельник опять в школу. Получается, что наши дети вообще не отдыхают.

Идея эта возникла у меня давно. Я посоветовался с депутатами городской думы, со многими директорами школ, с преподавателями и понял, что это действительно надо делать: давайте будем со следующего года постепенно переходить на пятидневку.

Высокий уровень стресса

Евгений Жабреев, председатель Уральского родительского комитета: Мы достаточно давно сталкиваемся с этим запросом от родительской общественности, это видно было по настроению детей и учителей. Всё чаще и чаще происходят ситуации, связанные с психологическим стрессом с той или другой стороны. Мы учитываем и мнение психологов, которые не скрывая говорили о том, что поменялись стандарты образования, учебный план, и эта система достаточно сурова, и это сказывается на детях. По законодательству нет обязательной шестидневки. У нас администрация любого учебного учреждения может самостоятельно принять решение о количестве учебных дней и распределить эти занятия на неделе.

Игорь Володин: Перед переходом на пятидневку в школах проходит анкетирование, и от 93 до 98 % родителей за то, чтобы видеть своих детей в выходные, пускай даже нагрузка среди недели вырастет. По субботам мы тоже детей отводим – многие преподаватели выходят для работы с отстающими или теми, кто идёт на золотую медаль, допустим. Можно по субботам детей отвести в театры, музеи.

Удобство для родителей

Анна Цоколова, детский и семейный психолог: 100 % родителей, с которыми я проводила опрос, поддерживают пятидневку – про детей я даже не говорю, они, конечно же, за. На своих консультациях я вижу, как переутомлённые дети иногда просто засыпают, потому что говорят: только здесь я могу наконец-то отдохнуть.

Конечно же, родители нагружают детей, потому что хотят, чтобы те физкультурой занимались, ходили в какие-то кружки, развивались культурно. В конце концов, они нагружены учителями, потому что учителя им говорят: вы дома-то занимайтесь, потому что мы не успеваем здесь, в школе.

Евгений Жабреев: Некоторые родители соглашаются на шестидневку от безвыходности, потому что некоторым, к сожалению, приходится работать по субботам, поэтому им это удобно. Их тоже можно понять. С ними будут вопросы решаться за счёт дополнительного образования, всё скорректируется.

Надо смотреть и на другую сторону, ведь семья становится крепче, только когда вместе проводит время. Общее времяпрепровождение очень важно для семьи. Для того семейные ценности у нас и существуют, чтобы люди были вместе. Они должны видеть друг друга, а так они из-за загруженности не видят. Уважаемая коллега говорит, что дети засыпают на консультациях, а я вам скажу, что были многократные случаи, когда школьники засыпали прямо на уроках. Отсюда идут жалобы учителей к родителям: почему он у вас спит? А как ему не спать?

Нагрузка в пятидневку

Игорь Володин: Пусть отдых будет не 5-10 минут, а 20. Ребёнок за это время успевает переключиться, он побегал, отдохнул, эмоции выпустил и опять зашёл на урок. В принципе это всё решаемо. Я это не выдумываю, а наглядно применяю, и успеваемость сразу же растёт при этом. Берём в пример школу № 68 – до пятого класса она полностью перешла на пятидневку. При этом посмотрите: у нас гимназия № 9 считается самой лучшей, там ученики проходят определённый отбор, а в 68-ю берут просто по прописке, и они занимают практически второе место после «девятки». Чувствуете разницу?

Зарплаты учителей

Чтобы педагоги не теряли в зарплате, мы учитываем дополнительное образование. Родители готовы платить за дополнительное образование в субботу, и мы таким образом компенсируем зарплаты учителям. Некоторые из них будут дополнительно выходить в субботу, поэтому практически получается компенсация.

Постепенный процесс

Не идёт речь о том, чтобы мгновенно перейти на пятидневку вообще всем до 11-го класса. Это должно идти постепенно. Вначале мы переводим начальные классы, с первого по четвёртый, а затем постепенно начинаем работать индивидуально по каждой школе.

Перед этим с родителями и учителями проводится анкетирование – практически внутренний опрос. Только если больше 90 % из них дают согласие, директор принимает решение о переходе на пятидневку. Конечно, им важно услышать мнение руководства города – получить своеобразную отмашку. Тогда они начнут уже разбираться конкретно по каждой школе, по каждому предмету.

Комментарии

Ctrl + Enter

Другие новости