Уральские учёные привезли в Екатеринбург метеориты из иранской пустыни

В Екатеринбург привезли иранские метеориты. Группа уральских ученых вернулась из экспедиции в одну из самых жарких точек земли – пустыню Лут. Там удалось найти около двенадцати килограммов материала, от мелких камней до внушительных размеров обломков небесных тел.

Это бескрайние пески крупнейшей иранской пустыни Деште-Лут. Здесь ученые Уральского федерального университета провели целых десять дней. В ходе научной экспедиции они занимались поисками метеоритов. И удача улыбнулась исследователям: «Вот он, счастливый обладатель пятикилограммового метеорита. Если бы здесь была железная дорога, я бы подумал, что это тормозная колодка от вагона».

Пустыня Деште-Лут – одно из самых жарких мест планеты. Максимальная температура здесь достигает 71 градуса по Цельсию. Правда, зимой немного прохладнее. И все же резкие перепады температур не могли не сказаться на работе экспедиции.

Николай Кругликов, старший научный сотрудник Института физики металлов имен М.Н. Михеева УРО РАН: «Большой температурный интервал, в котором надо было работать. Фактически температуры менялись от минус 15 до плюс 25 градусов. Соответственно, у нас сложности были с замерзанием воды время от времени. И в то же время днем надо было как-то не сгореть».

Всего уральцы обнаружили десятки предполагаемых метеоритов общим весом около 12 килограммов. Причем, говорят ученые, осколки небесных тел находили буквально на каждом шагу. В этом им помогало нехитрое устройство, сделанное из лыжной палки.

Дмитрий Замятин, инженер-исследователь научной лаборатории : «На конце просто с помощью скотча и силиконового такого стержня зафиксирован магнит, сильный магнит, который используется для того, чтобы проверить камни, которые мы видим – магнитные они или нет. То есть если камень магнитный, то, возможно, это метеорит».

По словам специалистов, столь богатый материал им удалось собрать благодаря относительно ровному ландшафту. В жаркой или ледяной пустыне находить обломки космических тел гораздо проще. Например, год назад из Антарктиды уральские ученые привезли почти 30 килограммов предполагаемых метеоритов, изучением которых занимаются до сих пор.

Впрочем, и мегаполисы иногда преподносят сюрпризы. Так, в феврале 2013 года на землю упал суперболид диаметром около 17 метров, который взорвался в окрестностях Челябинска. Это стало событием мирового масштаба. Первые осколки нашли несколькими днями позже, а со дна озера Чебаркуль был поднят самый крупный из них весом 570 килограммов.

Иранские метеориты значительно меньше, однако их количество впечатляет. В научно-образовательном центре УрФУ уже провели первые исследования образцов.

Виктор Гроховский, профессор УрФУ, руководитель экспедиции: «Буквально пара образцов, которые мы вчера успели сделать, шлифы, меня просто порадовали, потому что оба оказались метеоритами. Один, правда, сильно окисленный, а второй – вот этот как раз крупный, около двух килограммов, уникальный образец, потому что это так называемый, я думаю, это третий-четвертый тип хондритов – это малоизмененное вещество с ранних этапов Солнечной системы».

Часть найденного материала уральцы передали иранским коллегам. Привезенные в Екатеринбург образцы специалисты будут изучать в течение года, а затем обнаруженные метеориты зарегистрируют в Международном комитете Российской академии наук.

Дарья Трофимова