Уральские учёные вернулись из экспедиции в Чили с 20 кг метеоритов

Ученые Уральского федерального университета вернулись из очередной метеоритной экспедиции. На этот раз исследователи побывали в Чили. В песках пустыни Атакама свердловчанам удалось сделать самые неожиданные открытия.

Изучение космоса для них стало делом всей жизни. За научными «бомбами» ученые Уральского федерального университета едут даже на край света. Метеориты уже находили в Иранской пустыне Лут и в Антарктиде, теперь добыли «пришельцев» из Чили.

Бескрайние пески Чилийской пустыни четверо уральских ученых бороздили две с половиной недели. Под палящим солнцем – пустыня Атакама является самой засушливой в мире – исследователи работали не покладая рук. И результат не разочаровал: ученые нашли около 20 килограммов предполагаемых метеоритов. Часть отдали иностранным коллегам, остальное привезли в научный центр УрФУ. Здесь предстоит восстановить «биографию» космических осколков. Среди камней есть и очень редкий экземпляр, уверены ученые.

Руслан Калунин, участник Чилийской метеоритной экспедиции УрФУ: «Вот, например, этот же А-хондрид, первый номер, он является очень редким метеоритом, но это предположительно А-хондрид, потому что мы сейчас не можем говорить на 100 %, пока не сделаем анализ, но такие метеориты прилетают на Землю нечасто».

Метеоритный дождь обрушивается на Землю ежедневно, рассказывают эксперты, но большая часть космических объектов остаётся на дне морей и океанов. Поэтому на поиски исследователи отправляются в пустыни. Именно в бескрайних песках можно обнаружить настоящие раритеты. Возраст чилийской партии, к примеру, около 4,5 миллиардов лет.

Александр Пастухович, руководитель Чилийской метеоритной экспедиции УрФУ: «Пустыня Атакама в этом смысле вообще уникальна, потому что на протяжении нескольких миллионов лет геологических изменений этой пустыни не происходило. Всё это время метеоритное вещество накапливалось, то есть метеориты падали и сохранялись».

Экспедиция поможет пролить свет на зарождение Солнечной системы. Исследователи договорились о сотрудничестве с астрономами из университета Католика дель Норте в Чили.

Николай Кругликов, участник Чилийской метеоритной экспедиции УрФУ: «Чили является территорией, подходящей для астрономических наблюдений, и поэтому основная наука, которая развивается в Чили, это вообще-то астрономия. Там находятся самые большие и дорогие телескопы, которые устанавливали США и Европейский союз, и я надеюсь, что, может быть, и нам когда-нибудь удастся установить свои приборы».

Уже этим летом ученые отправятся за новыми каменными «пришельцами». Правда, пока исследователи не определились, куда именно – в пустыню Гоби или Намиб. Там осколки метеоритов уральцы еще не искали.

Дарья Трофимова