Итоги недели: галерея под открытым небом

Общество
10 Августа 2019, 21:04

20 новых граффити появились на улицах Екатеринбурга. Настоящую картинную галерею создали участники X международного фестиваля уличного искусства «Стенограффия». Официально он завершился, однако художники разъезжаться не торопятся.

Вместо холста стена, кисти им заменяют баллончики с краской – уличные живописцы из Екатеринбурга наносят последние штрихи. На создание этой картины их вдохновил «Фотошоп». С помощью графического редактора обычно обрабатывают изображение, вырезая лишнее, но авторы таким образом решили еще и написать «кодекс чести» для своих коллег.

Андрей Колоколов, участник международного фестиваля уличного искусства «Стенограффия»: «Какой бы ты крутой граффитчик ни был, ты должен знать: на ценных зданиях лучше не рисовать. Это открытие дискуссии. Вырезаем отсюда кусок пацанов и вставляем его на другое место. Это такое начало дискуссии внутри сообщества о том, что ценно и что нельзя трогать. Все равно какие-то этические моменты внутри сообщества должны соблюдаться. Эта работа об этом».

Галерея под открытым небом, которая появилась в Екатеринбурге этим летом, – дело рук участников международного фестиваля уличного искусства «Стенограффия». Пятиэтажный дом на улице Попова круглый год будут украшать советские елочные игрушки в форме звезды, космонавта и инопланетянина. Так свои представления о России выразил британский художник Фанакапан. А этот дом, кажется, сделан из малахита и разорванного пластика. Иллюзию создал московский стрит-артер Данила Шмелёв. Что он хотел сказать, спорят до сих пор.

Алексей Шахов, представитель оргкомитета международного фестиваля уличного искусства «Стенограффия»: «Почитайте интервью на тему этой работы, потому что в одних говорится, что Данила хотел заявить на тему экологичности, где-то было сказано, что он говорит о том, что у нас дома появляются всюду, как будто их скинули, упаковку разорвали, и они появились внезапно. Но если поговорить с самим Данилой, то будет еще смешнее, потому что Данила говорит, что просто хотел создать красивый рисунок, и всё».

Чтобы найти граффити в этом дворе, нужно хорошо присмотреться. Массивные двадцатиэтажки настолько впечатлили испанца Амппарито, что он решил особо ничего не менять, а просто удачно вписал нарисованные балконы и окна в общую архитектуру. А здесь, напротив, часть Екатеринбурга художница из Ростова-на-Дону Мария Хардикова превратила в Италию эпохи Возрождения – на руинах старого здания появились «Танцующие ангелы» Донателло:

«Маша как раз с помощью такой работы оживила у себя в Ростове-на-Дону здание, которое предполагалось под снос. Все художники города пытались его спасти, проводили выставки – ничего не помогало. И тут они расписали его точно так же, в стиле эпохи Возрождения, и здание вызвало интерес у горожан. В конце концов его передумали сносить».

Возрождать теперь придется и другой шедевр. Самый масштабный арт-объект фестиваля – супрематический крест всемирно известного художника Покраса Лампаса – испортили екатеринбургские коммунальщики. Работники уложили гудрон поверх изображения, которое почти на семи тысячах квадратных метров 20 человек создавали в течение трех дней. На это в своем инстаграме отреагировал и губернатор. Евгений Куйвашев назвал инцидент возмутительным. Сам автор уже согласился помочь восстановить рисунок.

Евгений Фатеев, автор международного фестиваля уличного искусства «Стенограффия»: «Сейчас мы разбираемся. Мы подключаем очень серьезных урбанистов нашего города – дать экспертизу и восстановить то, по чему рисовать. А художник подключится, когда эту всю историю мы решим. Мы постоянно с ним в контакте».

Все работы участников фестиваля заранее согласованы с администрацией города и с жильцами домов, где появляются изображения. Отношение к уличному искусству у горожан, впрочем, неоднозначное:

«Если рисунок хороший, хорошо нарисован, почему нет». «Я считаю, что это плохо, потому что они исписывают памятники архитектуры, красивые здания. Может, им выделить в городе какую-то площадку». «Если это красиво, если это культурно. А если всякие надписи непонятные, то это некрасиво. Может, только во дворах, где маленькое количество людей, а на центральных улицах должны быть художественные произведения, даже если они и уличные».

Официально фестиваль «Стенограффия» в этом году завершен, однако не все художники успели закончить свои творения. По словам организаторов, увидеть, как создается живопись на улицах Екатеринбурга, можно будет вплоть до середины осени.

Михаил Якунин, Анастасия Кондрашова

Комментарии

Ctrl + Enter

Другие новости