Победа – одна на всех: подвиг военных медиков

Общество

«События» продолжают серию специальных репортажей «Победа – одна на всех». Мы рассказываем о работе искусствоведов, актеров, врачей и спортсменов в годы войны. Сегодня о тех, кто ставил на ноги бойцов и не жалел для Победы собственной крови.

В Доме офицеров «Противостояние» Великой Отечественной до сих пор чувствуется. Здесь фашисты, хоть и пластиковые, смотрят в глаза своим противникам. Наши солдаты, офицеры, летчики и даже медсестры. Вся эта форма участвовала в настоящих боях: к примеру, в этом кителе военный врач спас несколько жизней.

За несколько дней в июне 1941 вся страна будто перестроилась заново, превратившись в огневой рубеж, заводы и лечебные центры. Первый эвакогоспиталь в Свердловске открыли спустя две недели после начала войны. Туда сразу же направили раненых. При этом медицина была на высшем уровне. На свердловской кафедре органической химии синтезировали новые препараты, которые помогли остановить распространение инфекций и появление гангрен. Даже операции в полевых условиях с применением новых лекарств выходили на новый, качественный уровень.

Уральские медики не останавливались и двигали науку вперед. Алевтина Артемьева, заведующая сектором Свердловского музея истории медицины: «У нас был протезный завод, ставили на ноги и делали операции по расщеплению лучевой кисти. Таким образом, человек мог держать вилку и ложку».

Одним из главных и в прямом смысле жизненно необходимых веществ была кровь. Но доставлять ее на фронт было практически невозможно. В 40-е годы именно в Свердловске научились делать «сухую кровь». В таком виде живительные ампулы с сывороткой передавали раненым. 17-летняя Элеонора Епанчинцева, выпускница медицинского училища, пришла работать в Свердловский центр переливания крови в августе 1943. Вспоминает, доноров было столько, что вместо специальных стеклянных ампул кровь приходилось заготавливать в пустые водочные бутылки. Элеонора Епанчинцева, ветеран Великой Отечественной войны: «Посуды иногда не хватало, доноры вдоль коридора сидели, мы тоже – полотенцем руки обмотаем и сидим ждем».

Сотни людей приходили ежедневно. Итого Урал дал фронту 100 тонн крови. Делились кровью не только доноры, но и сами сотрудники. Медики и санитарки всячески пытались облегчить жизнь раненых бойцов – читали им письма, пели песни, а потом снова с улыбкой шли на смену. Нина Иванова, сотрудник Музея истории госпиталя ветеранов войн: «Официально рабочий день длился 12 часов, но, как многие вспоминали, рабочий день длился 26 часов».

Целая династия врачей появилась в семье благодаря знаменитому военному доктору Мальгину. Дмитрий Иванович был врачом в эвакогоспитале в Байкалово Ирбитского района. Теперь его внук, сердечно-сосудистый хирург Андрей Мальгин принимает пациентов и вспоминает сильного духом деда: «Во время войны в госпитале была интенсивная работа, он весь день провел в операционной. Ему принесли стакан чая с сахаром, он сказал: "Зачем вы так, я здоровый мужик и могу выпить просто кипятка"».

Всего в Свердловской области за годы войны было открыто больше 150 госпиталей. К тому же сотни юных студентов выпускались из наших учебных заведений и сразу шли на фронт. Оценить их труд невозможно, уверен врач Алексей Клейн: «Войны выигрывают раненые. Солдат воюет 2-3 месяца, ранение, медсанбат, госпиталь, вылечили и опять на фронт, опять ранение, и такая круговерть!»

Пересчитать всех раненых, прошедших через свердловские госпитали, невозможно. Эту информацию рассекретили только частично. Единственное подтверждение подвига уральских медиков осталось в стенах госпиталя ветеранов войн. Здесь до сих пор заживляют раны бойцы, а у входа всегда встречает врач, который однажды уже выписал свой рецепт Победы.

Дарья Степанова

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00