Спецпроект «Звездная жизнь»: еда космического масштаба

Общество

Сколько стоит космическая еда и как с помощью подручных средств создать почти земное притяжение? С особенностями звездной жизни познакомилась наш корреспондент Алена Кононова. «События» продолжают серию специальных репортажей, посвященных Дню космонавтики.

Когда орехи начинают жить своей жизнью, становится понятно – это просто космос. В невесомости главное правило во время обеда: не накроши! На пыль и частички пищи может среагировать детектор дыма.

На МКС космонавты даже устраивают субботники, а вот на орбитальной станции «Мир», предшественнице МКС, система была попроще. Тренажер орбитального комплекса «Мир» сейчас не используется, но посмотреть, в каких условиях жили космонавты, можно. Например, спальная кабинка – здесь была дверь, а еще человека дополнительно фиксировали. В ящиках стола находилось все самое необходимое, например, пакет с салфетками и ложка.

Консервы из кролика, говядина тушеная с красным перцем – ассортимент почти как в обычном магазине, а вот цены – заоблачные. Баночка стоит около 800 рублей, поэтому туристка Софья Разина из Москвы ограничилась магнитиками. Софья Разина, турист: «Каждый раз, когда я отправляюсь в путешествие с родителями или одна, у меня собирается большая коллекция. Из такого места почему бы не привезти магнитик? Хотелось бы попробовать себя в центрифуге, но в космос не очень хочется, пусть мальчики. Не женское это дело – в космос летать».

По-настоящему мужским делом занимается Евгений Тарелкин. Космонавту на выбор предлагают 16 основных блюд, которыми он будет питаться на протяжении всего полета. Но спустившись с небес на Землю, рассказывает: хочется не только поесть привычных пельменей, но и побить посуду. Евгений Тарелкин, бортинженер космического корабля «Союз ТМА-06М»: «В невесомости кушаешь что-то: вилку взял, ее повесил, отвернулся – она висит. Почему говорят, что космонавту в первые дни нельзя стеклянный стакан давать или кружку, потому что остается это в памяти. Ты постоянно держишь кружку или рюмку, постоянно хочется ее отпустить, все это падает».

Скучают на МКС космонавты не только по семье и близким, не хватает и такого обычного для нас земного притяжения. Евгений Тарелкин: «Я, допустим, делал как: в своей каюте натягивал резинки и когда совсем хочется почувствовать такую тяжесть, я лицо под резинки вот так подсовывал, вроде, нормально. Единственная проблема, когда просыпаешься, у тебя эти резинки так остаются и сразу понятно, кто спал, как в гравитации».

На МКС космонавты нет-нет да и вспоминают о земном притяжении, но после приземления снова тянет в космос, это состояние называют «солярис». У Евгения желание вернуться на орбиту появилось уже через месяц. Теперь бортинженер вновь готовится к полету.

Алена Кононова

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00