Татьяна Мерзлякова: я буду работать только в Свердловской области

Общество

Гостьей инфошоу «События. Итоги дня» на ОТВ стала свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова. Речь шла о назначении в Совет по правам человека при президенте России и проблемах простых людей.

О предложении возглавить СПЧ

С самого начала речь шла о том, что меня растят на пост главы Совета по правам человека, но я бы хотела раз и навсегда сказать, что буду работать только в Свердловской области. Нам хватает работы. Там я буду не нужна без того, чтобы ходить здесь по земле и чувствовать беспомощность человека в защите своих прав, перед произволом, который происходит под видом благих намерений.

О включении в состав совета

Я часто сотрудничала с советом и достаточно дружна с подавляющим большинством его членов. Мне казалось, что этого достаточно, но так получилось, что сейчас я вошла в его состав. Мне просто сообщили об этом решении.

Об обмене опытом

Ко мне приходят люди и говорят: запишите меня к губернатору. Но неисполнение судебного решения, банкротство предприятий и невыплата арбитражным управляющим – это не тема губернатора, это федеральные структуры. Такие системные сбои надо доносить на федеральном уровне, чтобы показать, что их структуры не работают как следует на месте.

Там действительно работают люди с правозащитным мышлением, опытные практики и учёные. Я научусь у них новому, чтобы принести что-то людям, жителям Свердловской области. Мне тяжело защищать права, когда они нарушаются федеральными структурами.

Об открытости судов

В прошлом году СПЧ серьёзно занимался мониторингом доступности правосудия. Мы в Свердловской области его тоже проводили, и 11 председателей областных судов согласились на сотрудничество. В качестве волонтёров мы подбирали Уральского государственного юридического университета – это ребята, многие из которых хотят стать судьями, и им казался удивительным недоброжелательный приём со стороны канцелярского сотрудника. Надо сказать, что по Свердловской области было самое минимальное количество претензий.

Мы выборочно проверяли, опубликованы ли решения и приговоры на сайтах судов. То, что не было опубликовано, мы вынесли на стол председателя Областного суда, и, конечно, это попало к председателю Верховного суда. На основе этого делаются выводы, принимаются определённые изменения. Я могу приводить десятки таких примеров.

Зачем СПЧ нужен президенту

Надо отдать должное главе государства: он проводит встречи с журналистами, с населением, с уполномоченными по правам человека, ОНФ и другими структурами, но Совет по правам человека – это, наверное, самый радикальный орган, который более других может себе позволить критику. Президенту хочется услышать эти самые правозащитные слои, отдельно от всех. Члены СПЧ достаточно смело выступают, но я думаю, что их, как и всех остальных, просто беспокоит судьба человека.

О домашнем насилии

Я думаю, СПЧ после ротации продолжит рассматривать законодательную инициативу о домашнем насилии – рабочая группа по этому закону сохранена. Лично я встану на сторону тех, кто за этот закон. У нас есть совершенно замечательная неправительственная организация «Екатерина», которая занимается проблемой домашнего насилия. Они провели мониторинг среди женщин, которые отбывают наказание за убийства мужей – гражданских либо официальных. Когда я читала откровенные ответы этих женщин, мне становилось страшно, и я делала из этого выводы.

Большинство этих женщин обращались в полицию и всё-таки не остановились; другое дело, что они не обращались в структуры социальной политики, которые отвечают за кризисные ситуации. Мне кажется, нужно это всё объединять, вырабатывать какую-то тактику. Это тяжёлая тема, ведь женщин от рук мужчин погибло в разы больше, и даже детки гибнут от рук близких. Вот это страшно.

О наболевших вопросах

Очень тяжело сейчас стоит вопрос закредитованности. Население обмануто из-за шквала всяких предложений. Мне кажется, силовые структуры здесь недостаточно активны, но полиция начала очень активно работать по Екатеринбургу и других территориям.

Вторая очень серьёзная тема – это жильё. Если Трудовой кодекс мы знаем, и право на труд отстаивалось профсоюзами, то право на жилище, на мой взгляд, не всегда справедливо к человеку. Мы в большой стране по-прежнему не определились с многоквартирниками, построенными на землях для индивидуального жилищного строительства, хотя наша область начинает помогать дольщикам. Вопросов здесь много, и я надеюсь, что буду тоже полезна в этой теме.

Ну и непростая тема, не будем этого скрывать – это всё, что связано с действием и бездействием силовиков. Мы можем сколько угодно критиковать общественность, которая неправильно себя ведет во время каких-либо общественных явлений, но и какие-то структуры должны нести ответственность. Нужно об этом говорить тем, кто ходит по земле, слушает людей. Я достаточно объективна, за мной никто не стоит, и ни в какой борьбе не участвую. Для меня актуально только то, чтобы человек чувствовал себя защищённым.

О голосе каждого члена СПЧ

Если идёт борьба за права человека, этот голос всегда слышно. Мы слышали и будем слышать наиболее активных членов совета. Я буду доводить их позицию до тех структур, с которыми они работают. Для меня важно не столько донести информацию до человека – люди сами всё прочитают, увидят и услышат. Гораздо сложнее, когда какой-то властный блок просто отгорожен от общества.

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00