«Советские фетиши. Автомобили» 25.06.2015 20:00
Эфир
25 Июня 2015, 20:00
Документальный фильм (Россия, 2009)
В советском государстве было не принято выделяться – здесь действовал принцип всеобщего равенства. Однако существовали фетиши, о которых в тайне мечтали почти все. Одним из таких фетишей был автомобиль. На автомобили, как правило, существовали многолетние очереди: так, записавшиеся в 1959 на «Волгу» могли выкупить её лишь в 1966-м.
Исключение составляла первая половина 1980-х, когда автомобили можно было купить без очереди, и 1950-е годы, когда можно было купить без очереди ЗиМ, однако спрос на него был ничтожен из-за высокой цены (в 1953 году ЗиМа стоил 40 тысяч рублей, что соответствовало зарплате рабочего или инженера за 40-80 месяцев). Другие автомобили в 1950-х годах были дешевле, но на них существовали очереди.
В 1970-е, несмотря на рост производства автомобилей, очереди выросли до десяти лет, и почти все автомобили стали распределяться по месту работы. Из-за дефицита автомобиль со вторых рук стоил в два-три раза больше нового, при этом покупатель часто «кидал» продавца, зная, что тот не обратится в милицию, боясь обвинения в спекуляции. Это резко сокращало рынок автомобилей со вторых рук. Почти все автомобили были советского производства. Сколько-нибудь масштабные закупки ограничивались социалистическими странами (ГДР, Чехословакия), а с середины 1960-х не производились вообще, и нет свидетельств, что даже эти чешские и немецкие автомобили продавались частным лицам. Тем не менее, в пользовании некоторых граждан СССР имелось ограниченное число иномарок.
Режиссёр: Юрий Линкевич
В советском государстве было не принято выделяться – здесь действовал принцип всеобщего равенства. Однако существовали фетиши, о которых в тайне мечтали почти все. Одним из таких фетишей был автомобиль. На автомобили, как правило, существовали многолетние очереди: так, записавшиеся в 1959 на «Волгу» могли выкупить её лишь в 1966-м.
Исключение составляла первая половина 1980-х, когда автомобили можно было купить без очереди, и 1950-е годы, когда можно было купить без очереди ЗиМ, однако спрос на него был ничтожен из-за высокой цены (в 1953 году ЗиМа стоил 40 тысяч рублей, что соответствовало зарплате рабочего или инженера за 40-80 месяцев). Другие автомобили в 1950-х годах были дешевле, но на них существовали очереди.
В 1970-е, несмотря на рост производства автомобилей, очереди выросли до десяти лет, и почти все автомобили стали распределяться по месту работы. Из-за дефицита автомобиль со вторых рук стоил в два-три раза больше нового, при этом покупатель часто «кидал» продавца, зная, что тот не обратится в милицию, боясь обвинения в спекуляции. Это резко сокращало рынок автомобилей со вторых рук. Почти все автомобили были советского производства. Сколько-нибудь масштабные закупки ограничивались социалистическими странами (ГДР, Чехословакия), а с середины 1960-х не производились вообще, и нет свидетельств, что даже эти чешские и немецкие автомобили продавались частным лицам. Тем не менее, в пользовании некоторых граждан СССР имелось ограниченное число иномарок.
Режиссёр: Юрий Линкевич