На свердловских трассах водителей будут проверять на усталость

Авто

«Пора отдохнуть» – с такой необычной формулировкой автоинспекторы сегодня останавливали водителей большегрузов. На трассах Свердловской области стартовал эксперимент: ученые и общественники тестируют систему, которая определяет уровень усталости.

Трасса Екатеринбург – Пермь. Обычная проверка документов этим утром оборачивается для водителей необычным предложением от инспекторов ГИБДД:

«Гражданин пройдет тест на утомляемость. Я ему предложил, он не отказался».

Алексей Колосов в дороге уже четвертые сутки. За это время он проехал почти полстраны – от Ленинградской до Свердловской области. Впереди путь до Монголии, потому, очевидно, у дальнобойщика груз усталости:

«Один пассивный электрод мы цепляем на конечность, а вторым по биологически активным точкам считываем информацию».

Здесь не нужно дышать в трубочку или сдавать анализ крови. С помощью специального аппарата медики сканируют 12 точек на запястье. Каждая отвечает за конкретный орган:

«Аппарат показывает, насколько энергетически наполнена точка, отвечающая за пищеварительную систему».

Такая диагностика длится не больше 15 минут. Информацию о состоянии человека программа обрабатывает в считанные секунды и выдает окончательный результат:

«Адаптационный потенциал 64 %, вы можете смело продолжать движение».
Алексей Колосов, водитель: «Как обычно, диспетчер гонит, подгоняет, а твое же состояние никто не учитывает: болен ты, можешь ты ехать, не можешь. Вот есть график и ты должен ему следовать, а как на самом деле... – То есть полезная вещь? – Ну да, у нас XXI век, всё, что делается, – я думаю, что в нужную сторону».

Если же система выдает красный маркер, значит, у водителя сильное переутомление. Садиться за руль в таком состоянии крайне опасно. Этим пациентам медики предлагают магнитотерапию:

«Если что-то где-то – отеки, мышечные спазмы, – это всё автоматически снимается».

Еще недавно эту систему использовали для тестирования только летчиков и бойцов спецназа. Уральские инженеры адаптировали прибор для гражданских, дополнив системой восстановления здоровья.

Олег Половинкин, руководитель рабочей группы по внедрению системы контроля функциональной безопасности водителя: «С 2010 года прошли испытание временем, прошли внедрение и показали свою состоятельность в виде снижения количества ДТП от 30 до 35 %».

Именно переутомление водителей, по данным ГИБДД, становится причиной каждой пятой аварии на свердловских дорогах. Последний трагический случай произошел месяц назад на трассе Екатеринбург – Тюмень. Водитель микроавтобуса уснул за рулем и протаранил стоящий на обочине автокран. Двое пассажиров «Газели» сгорели заживо.

Борис Черных, старший инспектор по особым поручениям группы технического надзора управления ГИБДД по Свердловской области: «Снижается реакция, водитель не может адекватно реагировать на возникающие препятствия. И кроме того, если это сильное утомление, то это сон. То есть водитель зачастую засыпает и это приводит к опрокидыванию транспортных средств, к наезду на стоящие транспортные средства».

Система контроля, уверены в ГИБДД, позволит снизить количество аварий в регионе. Пока новым прибором оборудован только один пост у поселка Дружинино. Здесь опытный образец проходит тестирование. Если аппарат покажет свою эффективность, то в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» его запустят в серию.

Виталий Крупин, руководитель регионального партийного проекта «Безопасные дороги»: «Эти остановки нужны, они приводят людей в такое нормальное состояние и дают им осознание, что они реально устали. Потому что я сам водитель и знаю, что особенно в предрассветное время, когда едешь, уже глаза начинают закрываться. И тут надо принимать решение: либо останавливаться, либо в мыслях проехать еще немножко – и ты засыпаешь за рулем».

В планах общественников оборудовать еще как минимум пять трассовых пунктов близ Екатеринбурга. Пройти тест – дело добровольное. Водитель вправе отказаться, но стоит помнить, что результат такой проверки может спасти не одну жизнь.

Яна Юмакаева

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00