Повышение штрафов для водителей: поможет ли эта мера

Авто

В России обсуждается серьёзное повышение штрафов для водителей. Поможет ли это улучшению дорожной ситуации? Об этом шла речь в инфошоу «События. Итоги дня» на ОТВ.

Штрафы во благо

Дмитрий Ларионов, председатель Свердловского отделения комитета по защите прав автомобилистов: На мой взгляд, повышение штрафов оправдано по той причине, что очень многие водители воспринимают нарушения как плату за проезд – особенно с учётом того, что часто можно заплатить половину суммы. Особенно мне нравится, что будет повышена ответственность за управление в состоянии опьянения, за отказ от медосвидетельствования в том случае, если в салоне есть дети. Ей богу, я это очень поддерживаю, потому что особенно меня поражает безответственность водителей, когда они садят детей в машину, а сами находятся в состоянии опьянения.

Естественно, что многие в первую очередь заметили радикальное повышение штрафов за превышение скорости. Даже я сам себя ловлю на мысли, когда еду по трассе: ну подумаешь, на 30-40 км/ч превышу, главное не больше. Что такое 500 рублей, особенно если можно заплатить половину? Это такая плата за проезд, тем более что камеры часто можно увидеть заранее. На самом деле превышение 40 км/ч на трассе – это очень много, а в городе тем более. Что будет грозить за превышение от 10 до 20 км/ч, если его введут? Я полагаю, что таким способом делается задел для будущему привлечению к ответственности именно с 10 до 20 километров в час.

Рецидивы нарушений

Андрей Игорушин, представитель Уральской ассоциации автомобильных школ: Я вынужден согласиться с некоторыми нововведениями. Например, до 20 км/ч является нарушением, но Административный кодекс не рассматривает его, и начинать первичный штраф за превышение от 20 до 40 км/ч с 500 рублей – это очень мало. Превышения в большинстве случаев выполняются водителями сознательно. Да, есть та категория, которая не увидела знак, но я хочу обратить внимание на рецидив правонарушений.

Повторное нарушение в течение календарного года ведёт к увеличению штрафа. Конечно, увеличение не должно быть таким значительным. В большинстве случаев рост в шесть раз – это очень много: я напомню, что у большинства зарплата в шесть раз, к сожалению, не поднялась. Надо рассмотреть вопрос рецидивов. Если ребёнка один раз не пристегнул водитель, его оштрафовали, он не понял и второй раз не пристегнул. Он понимает, что у него есть 50 %, если быстренько заплатить. Увеличение штрафа при рецидивах будет очень актуальным.

Балльная система

Сейчас у нас многие пешеходы не знают Правил дорожного движения и знакомятся с ними, только получая водительское удостоверение. У нас в школах есть курсы кройки и шитья, но нет изучения ПДД, а это нужно прививать еще с раннего детства. Это важный момент.

Если человек превысит допустимое количество баллов, он должен будет пройти беседу в ГИБДД или в учебной организации. Будет неплохо, если водители коммерческого транспорта и такси будут проходить подобные беседы, тратить своё время, чтобы узнавать об изменениях в правилах.

Дмитрий Ларионов: Уже сегодня есть норма, которая обязывает водителей проходить заново курс теории в случае, если они получают обратно водительское удостоверение после срока лишения. Будет неплохо, если получится что-то подобное распространить ещё и на такие случаи.

Последствия для коммерческих перевозчиков

Владимир Герасименко, председатель общественного совета по развитию такси в регионах России по УрФО: В нашем профессиональном сообществе столь репрессивные меры, которые ужесточают ответственность за нарушение ПДД, вызывают чувства отторжения, непонимания и возмущения. Почему? Потому что нужно искать причину нарушения, а она кроется в состоянии инфраструктуры. Нужно строить высокоскоростные дороги и путепроводы. Например, в пять раз ужесточается штраф за проезд через ж/д переезд. Но причина-то в том, что у нас пересечение автомобильных дорог с железнодорожными путями на одном уровне. Во всём мире это многоуровневые эстакады, путепроводы. Абсолютно точно, так мы вообще ликвидируем такой вид штрафа, как проезд железнодорожного переезда.

Для государства это выгодно. Сейчас, например, у нас очень много сжигается топлива, очень низкая средняя скорость доставки грузов. Экономисты посчитали, что увеличение средней скорости доставки в два раза приведет к увеличению ВВП на 2 %, а это два триллиона рублей. Вот откуда деньги надо брать, а не из запретительных мер. Не залезать в карманы наших граждан, а заниматься развитием инфраструктуры.

Мы стремимся к нулевой смертности в ДТП к 2030 году, выбрали за ориентир Швецию. Она пошла по пути строительства умных дорог, обустройства дорог элементами, которые показывают, какой у вас коэффициент сцепления, какая влажность, температуру на данной дороге и даёт чёткий посыл водителю, как быть в этой ситуации. У нас же, к сожалению, дороги находятся в ненормативном состоянии, путепроводов очень мало строят.

Борьба с опасным вождением

Дмитрий Ларионов: С тех пор, как в правилах появилось определение опасного вождения, есть много вопросов. Кто вообще его будет определять и как это будет квалифицироваться? Честно говоря, я не знаю ни одного человека, который прямо сейчас сходу сможет вспомнить и определить, что же такое опасное вождение.

В самом термине заложена очень серьёзная логическая бомба. Кто будет определять, что водитель, допустим, не убедился в безопасности перестроения? Гаишник, который его видит с 300-500 метров, понятия не имеет, посмотрел ли вообще водитель в зеркало. Может быть, его пропустил тот водитель, которому он помеху создал, то есть это был осознанный манёвр, одобренный с двух сторон?

В конце концов, кто будет определять, насколько это опасно в условиях, когда ничего не произошло? Одно дело, когда есть какие-то резонансные случаи, когда водитель вообще со всех сторон контуженый, и он действительно очень серьёзно накосячил. В условиях, когда последствий нет, и водитель совершает манёвры, он на самом деле может действовать в строгом соответствии с ПДД. Зачем тогда платить без необходимости?

Андрей Игорушин: Появился пункт «Обязанности водителей», в нём многое запрещается, в том числе опасное вождение, потому что водители стали совершать эти пируэты на дороге, частые перестроения, которые приводили к авариям, и инспекторы не знали, как это трактовать. То есть основной пункт этого опасного вождения – это причинение ущерба. Если ты один, два, три раза перестроился на дороге, я думаю, ни один инспектор не остановит и не оштрафует, но если при этом ты часто перестраивался, ехал намного быстрее, чем транспортный поток и совершил ДТП, то причиной аварии будет как раз опасное вождение.

Помогут ли новые штрафы

Дмитрий Ларионов: Я думаю, что штрафы помогут, но в том случае, если они будут правильно применяться: с правильно установленными камерами и знаками. Вот тогда действительно всё будет работать.

Андрей Игорушин: Я соглашусь с мнением Дмитрия. Будет та категория людей, которые действительно скажут: «это дорого, я не буду гонять», потому что большинство нарушений все-таки совершается сознательно.

Владимир Герасименко: Не помогут, потому что у нас штрафы должны преследовать профилактическую цель, а в отсутствии нормальной дорожной инфраструктуры новые правила только к обратной ситуации, когда автомобилисты будут выражать своё недовольство. Появится и коррупционная составляющая, потому что люди будут пытаться договориться с инспектором, и к улучшению это не приведёт.

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00