Авангард Леонтьев: надо попытаться остаться порядочным человеком

Культура

Гость программы «События. Итоги дня» на ОТВ народный артист РФ Авангард Леонтьев – о своих музыкальных тёзках, о театральной педагогике и об отношении к Никите Михалкову.

Авангард Николаевич, первый вопрос может быть только таким: вы уже познакомились с уральской музыкальной группой «Авангард Леонтьев», уральской музыкальной группой?

Ну, пару раз нажал в интернете кнопочки. Я посмотрел композицию некоторое время назад, когда узнал о том, что есть такая группа.

Вы удивились?

Удивился. Второй раз послушал перед приездом в Екатеринбург, вот сейчас, и обе композиции мне понравились – и по текстам, и по музыке, и по манере исполнения.

Каково это – быть человеком, в чью честь назвали музыкальную группу?

Я не уверен, что это в мою честь. Мне кажется, что тут какая-то есть другая причина. Мне неизвестно о том, что это как-то связано с моим именем.

Вы в первую очередь преподаватель, актёр или режиссёр?

Я актёр. По профессии, в первую очередь. Но больше всего мне нравится театральная педагогика.

Почему?

Потому что преподавать легче, чем самому играть, и за конечный результат я в педагогике отвечаю более результативно, извините за повторение, потому что, когда играешь, неизвестно, как ты сыграешь – хорошо или не очень.

Как это? Почему?

Не всё в твоих руках, можно иногда и промахнуться, а когда ты работаешь со студентами, то ты их, ещё неумелых, очень ко многому можешь пристрастить, многому научить и многое поправить. А когда я играю, режиссёрам не всегда удаётся исправить мои ошибки.

Чему вы учите студентов?

Учим студентов быть на экране и на сцене самозатратными, работать своей собственной нервной системой. Именно включать себя на полную катушку. Не кого-то играть абстрактного, а быть собой в тех предлагаемых обстоятельствах, которые выпадают.

А разве это возможно? Разные роли, разные истории.

Абсолютно. Именно так и нужно. Понимаете, это же не фантастика – я включился, и вот я другой человек. Так не бывает. Я остаюсь собой. Так вот, чем больше я останусь собой, чем больше я из своего опыта привнесу в роль своих переживаний, тем лучше, потому что я их знаю, а что там было с этим персонажем, которого я играю – это всё абстрактно.

Что вы привносите в роль императора Павла, например?

Во-первых, мне хотелось перестать его изображать идиотом, как это делалось до меня. Если мне удалось его изобразить нормальным, не больным человеком – очень хорошо. Я не думаю, что он был идиотом. Он был очень образованный человек. Идиотов вообще у Романовых маловато было, понимаете? Скорее, всё были люди толковые. Во-вторых, поскольку Александр Ефимов – мой выпускник, и играл роль Александра I, сына Павла I, то мне, как персонажу, хотелось верить, что сын меня не предаст. Сыграть вот это вместе с Сашей Ефимовым было очень интересно. Вообще, мне кажется, там самое главное в этой моей работе.

Евгений Миронов, ваш ученик сказал про вас, он не актёров воспитывает, а людей.

Ну вот пусть он и поговорит на эту тему.

А ещё он сказал, что деньги не имеют для вас никакого значения.

Ну, это он приукрасил. Имеют. Но дело в том, что я могу отказаться от приличных денег, если мне не нравится то, в чём мне предлагают принять участие.

Вы можете себе это позволить как обеспеченный человек или настолько не важны деньги?

Слушайте, ну чёрный хлеб с белым всегда есть с чаем, всё-таки, если даже я откажусь от всего. Я считаю, что надо уметь отказываться от того, что тебе не нравится.

А ваши ученики готовы отказываться от ролей в каких-нибудь проходных сериалах, которые не сделают им славы и которые не будут вспоминаться?

Вы знаете, никто не знает, что делает слава. Например, Анастасия Заворотнюк, моя выпускница, начиная сниматься в «Няне», и она не знала, что это ей принесёт. Вот просто ей сделали предложение, и она его приняла. Ей пришлось даже уйти из театра Табакова ради этой роли, потому что совмещать было просто физически невозможно. Но эта роль принесла ей узнаваемость и популярность, и это очень хорошо. Для молодой актрисы или актёра это очень хорошее подспорье. Дальше, мне хотелось всегда и сейчас хочется, чтобы она играла драматические роли в театре, для чего она родилась. Кино тебя эксплуатирует, сериалы выжимают из тебя всё на свете, а в театре есть возможность расти и развиваться в этой медленной работе с режиссёрами. Вот этого я всегда хотел от всех наших выпускников.

У нас в Екатеринбурге в последнее время часто произносят имя Никиты Михалкова в связи с его работой по авторским правам. Вы его знаете давно: он хороший человек?

Хороший. Он хороший, и я его знаю как человека очень отзывчивого. Мне несколько раз в жизни пришлось к нему обращаться – не денег занимать – в серьёзных вопросах, когда отец мой болел. Это было советское время, с медициной было очень сложно. С ней всегда сложно, а тогда в особенности. И вот чтобы попасть к тому хирургу, к которому хотелось мне, чтобы отец попал, нужно было письмо от высокого начальства, потому что больницы были по районам распределены. Короче, Сергей Владимирович Михалков писал письмо на бланке депутата Верховного совета СССР, это Никита всё сделал, я его попросил об этом, и мне ему даже не пришлось напоминать. Он это сделал с первой просьбы абсолютно, моментально. И ещё Таня, его жена, привезла мне сама это письмо. Я говорю: да я за ним съезжу. – Нет-нет, Таня привезёт. Так что он протягивает руку и идёт навстречу в трудных ситуациях. Мы, кому это удалось испытать, очень его ценим за это и любим.

Что главное в этой жизни?

Хороший вопрос, особенно для короткого ответа. Я слабый философ, чтобы ответить коротко. Я думаю, что всё-таки надо попытаться остаться порядочным человеком.

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00