Екатеринбургский оперный готовится представить спектакль об ужасах холокоста

Культура

Трагическую страницу истории открыли в Екатеринбургском театре оперы и балета, там готовят к премьере постановку о судьбах узницы концлагеря и ее палача. «Пассажирка», обещают авторы, не оставит равнодушным даже самого взыскательного зрителя. В атмосферу действа зритель погружается с первых минут.

Конец 60-х годов прошлого века, океанский лайнер. Молодой немецкий дипломат Вальтер и его супруга Лиза плывут в Бразилию. Среди пассажиров на палубе она встречает знакомую Марту, которую считала мертвой. Лиза говорит своему супругу, что именно она причастна к гибели девушки, и впервые рассказывает ему, что во времена войны была надзирательницей СС в немецком концлагере Освенцим, и именно Лиза оправила Марту на смерть. Мир Лизы начинает рушиться, то и дело ее преследуют картины из той ее старой жизни.

В эту роль солистка Екатеринбургского театра оперы и балета Надежда Рыженкова вживалась более четырех месяцев, говорит, очень сложно было понять свою героиню, и на первых репетициях в голове была путаница: «Не очень близкая мне тема, и достаточно сложно, конечно, понять, здесь и человеческие качества нужно понимать героини моей. Что в ее воспоминаниях было и что было на самом деле – это разные вещи, то, как она видела себя в этой ситуации и то, что происходило на самом деле».

Мужчинам на сцене было чуть легче. Дмитрий Розвезев, исполнитель роли Вальтера, говорит, в образ вжился быстро, особых трудностей не испытывал, и даже сравнил своего героя с Евгением Онегиным: «Сложности были в музыкальном плане, выучить эту партитуру очень сложно, потому что достаточно современный композитор. И очень сложно было с оркестром, оркестр очень большой».

Режиссер Тадэуш Штрасбергер сделал все, чтобы перенести зрителя в то страшное время:трубы крематория, в котором сжигали 20 тысяч человек ежедневно, на сцене натурально дымятся, эсэсовцы с ухмылкой жалуются, что люди горят хуже дров, – и все это для того, чтобы зритель на себе прочувствовал все ужасы тех дней: «Сейчас очень правильный момент для этой постановки. Ведь именно сейчас те люди, которые пережили то время, начинают уходить от нас. Несмотря на то, что это было страшное время, мы не должны забывать его, чтобы самим не повторять те ужасные ошибки».

О внутренних метаниях Лизы, о страшных годах Холокоста не дает ни на секунду забыть музыка Моисея Вайнберга – резкая, непривычная для слуха, полная диссонансов.

Опера основана на реальных событиях, и это история одной из бывших узниц лагеря Зофьи Посмыш.

Премьерные показы «Пассажирки» в Екатеринбургском театре оперы и балета состоятся 15-18 сентября.

Михаил Якунин

Другие новости

Редкие кадры

20 Ноября 2019, 00:00