Итоги года – 2020: культурная жизнь

Культура

Непривычную для себя роль пришлось разучить в этом году работникам культуры. Театры, музеи, актеры и музыканты стали жить по новому – коронавирусному – сценарию. И, как водится, нашлось в нем место драматическим эпизодам. В июле на 96-м году жизни скончался Евгений Родыгин, автор той самой, ставшей народной «Рябинушки». В сентябре еще одно потрясение – скончался Владислав Крапивин, создатель знаменитой «Каравеллы», автор сотен книг, на которых выросло не одно поколение россиян. И всё-таки show must go on. О репетициях по «Зуму», экскурсиях онлайн и новых талантах, открытых благодаря пандемии, Владимир Сороковых.

Вместо декораций рисунки карандашом, реквизит заменяют личные вещи из шкафа, да и сама сцена – это кухня или спальная комната. Театр на дому, точнее, на диване, во время пандемии устроили нижнетагильские актеры. На афишах неизменно классика, а вот прочтение во всех смыслах новое – в режиме самоизоляции.

Только за первые полтора месяца изоляции «диванный театр» поставил 11 видеоспектаклей – таких, что даже диванные критики пополняли просмотры. Только в апреле зрителями онлайн-постановок стали больше 100 тысяч человек. Виртуальные премьеры весной сыпались как из рога изобилия, открывая новые грани талантов уральских артистов.

Мюзикл оперных певцов – это настоящая ода самоизоляции. Сценарий подсказала, как это ни банально, сама жизнь. Формат «на удаленке» представители творческих профессий освоили быстро. Некоторые артисты на время даже поменяли профиль: Константин Чудовский, главный дирижер театра «Урал Опера Балет», в этом коронном номере стал режиссером.

Домашние концерты зрители по ту сторону экрана встретили многочисленными лайками в соцсетях. А служители Мельпомены тем временем продолжали творить, в четырех стенах создавая спектакли для большой сцены. Даже артисты балета проводили репетиции, но не на паркете, а на коврах и линолеуме в собственных квартирах. Танцевальный станок заменили стулья.

Вячеслав Самодуров, художественный руководитель балетной труппы театра «Урал Опера Балет» 01.33 Мы сделали только что балетный урок, и артисты держат себя в форме. Мы никак не можем дождаться момента, когда мы вернемся в театр и начнем показывать наши спектакли, так как мы очень соскучились по нашему зрителю.

В зрительном зале ни одного занятого места. И это впервые за всю историю Свердловской филармонии. Однако произведения Глинки, Римского-Корсакова и Чайковского в виртуальном пространстве, как и раньше, проходят с аншлагом. Для поклонников классики музыканты подготовили онлайн-трансляции. Зрители, находясь у мониторов, смогли увидеть даже больше, чем обычно.

Александр Колотурский, директор Свердловской государственной академической филармонии: «Мы считаем, что мы должны дойти своим искусством до каждого, только дома».

В съемочные площадки превратились и свердловские музеи. Вооружившись смартфонами и фотоаппаратами, сотрудники записывали экскурсии.

В «Ночь музеев» экскурсоводы тоже пришли к посетителям на дом. Для этого зрителям нужно было всего лишь открыть окна – виртуальные. Семь лучших площадок уральцы увидели в эфире «Областного телевидения». Это была ночь вне времени и пространства. Посетить музеи не только Свердловской области, но и всей России всего за несколько часов – раньше это было нереально. Онлайн-формат позволил зрителям ОТВ побывать в студии прямо во время записи программ.

На новый лад заиграла в этом году и «Ночь музыки». В живом исполнении она звучала на крышах, в скверах, в барах и ресторанах, с балконов.

В самую музыкальную ночь коронавирус все-таки внес ремарки. Меломаны, чтобы попасть на фестиваль, должны были следовать строгому дресс-коду: без маски вход на площадки запрещен. А еще обязательно обработать руки антисептиком и измерить температуру. Практически в такт музыке одну за другой всем желающим бесплатно делали прививки от гриппа. Мобильные пункты работали возле крупных концертных площадок.

Евгений Горенбург, директор фестиваля Ural Music Night: «Музыканты получают настоящее удовольствие. Вот открытие было в оперном театре. Они первый раз играли, по-моему, за четыре месяца, и так играли просто, классические музыканты. Так что, всё будет хорошо. Ночь пройдёт, наступит утро ясное».

Осенью в этой «вирусной драме» наступила кульминация. После долгого антракта культурные учреждения вновь поднимают занавес, открывая двери. Правда, теперь на всех один главный режиссер – COVID-19. Он диктует даже зрителям, куда и как сесть в зале.

«Если здесь есть, значит, здесь пустое. При входе будут стоять санитайзеры, будут стоять тепловизоры, будут у всех измерять температуру».

Артистам тоже приходится играть по антивирусному сценарию. Так, прямо на сцене в театре «Урал Опера Балет» между музыкантами поставили защитные перегородки.

Ильгам Валиев, солист театра «Урал Опера Балет»: «Главное не заразить партнеров и самому выжить, да».

Сколько еще актов предстоит сыграть, чтобы, наконец, наступил хеппи-энд – пока никто из артистов загадывать не хочет. Впрочем, виртуальный сезон помог открыть не только новые формы, но и новые таланты. В неожиданной роли попробовали себя, к примеру, осужденные из екатеринбургской колонии. Их видеоролик по мотивам «Охотников за приведениями» мог бы смело претендовать на Гран-при.

Владимир Сороковых

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00