Итоги недели: концерт в честь 30-летия Свердловского рок-клуба

Культура

30 лет на слуху: Свердловский рок-клуб празднует в этом году юбилей. Вячеслав Бутусов, братья Самойловы, Владимир Шахрин и Юлия Чичерина. Сколько имён и фамилий прославил свердловский рок – так просто и не сосчитать.

Их песни знают далеко за пределами региона и страны, поэтому рок-клуб стал настоящим брендом Свердловской области. Праздник музыканты разделили со своими поклонниками. День свердловского рока они отметили мощным концертом под открытым небом в самом центре Екатеринбурга.

1986 год. На сцене пустого зала репетирует известная лишь в музыкальных кругах Свердловска группа Nautilus Pompilius. Её основатель – 25-летний архитектор Вячеслав Бутусов, который в рабочее время проектирует Свердловский метрополитен, а в свободное – занимается любимым делом.

Ещё один представитель одновременно строительной и музыкальной отрасли Свердловска – Владимир Шахрин. Депутат Кировского совета народных депутатов и его группа «Чай-Ф» вот уже как два года с переменным успехом пытается реализоваться в творчестве.

В непривычной манере для советских меломанов рок-н-ролл на сцене исполняет студент Уральской консерватории, основатель группы «Урфин Джюс». Александр Пантыкин на тот момент – автор музыки к трём спектаклям свердловских театров.

Тогда 30 лет назад, начинающие полулегальные свердловские рок-музыканты ещё даже не догадывались, какая судьба им уготована. На волне перестройки власти дали зелёный свет рок-коллективам, выступавших в некогда запрещённом жанре. Музыку, которая считалась преклонением перед Западом и преследовалась законом, теперь исполнять разрешили – но не везде и под присмотром чиновников. Площадкой для репетиций десятков рок-коллективов стал Дворец культуры имени Свердлова, открывший для них двери в марте 1986 года, а уже спустя три месяца здесь прошёл первый рок-фестиваль. Тогда на сцене гремели вышли 20 рок-групп. В их числе – Nautilus Pompilius, «Чайф», «Трек», «Урфин Джюс», «Настя» и многие другие.

В последующие годы в Свердловский клуб вступали всё новые и новые коллективы. В их числе группы, которые впоследствии станут культовыми музыкантами российского рока – это «Смысловые Галлюцинации» и «Агата Кристи».

Рокерский клуб просуществовал в ДК Свердлова пять лет. Вместе со Страной советов исчезла и цензура, и в контроле за творчеством музыкантов уже не было необходимости. На музыке свердловских рокеров выросло не одно поколение страны, так что неудивительно, что нынешние городские власти согласились с предложением переименовать маленькую улицу Володарского в Рок-клубовскую или в улицу Свердловского рока. Впрочем, точная фонетика названия ещё в процессе обсуждения, и всё же главным подарком поклонникам рока стал большой концерт в самом центре Столицы Урала – буквально в 100 метрах от ДК Свердлова, где 30 лет назад впервые, абсолютно легально, начали выступать свердловские рокеры.

Первым на сцену поднялся некогда гонимый рок-музыкант, а сегодня известный театральный и кинокомпозитор, руководитель свердловского отделения Союза композиторов России Александр Пантыкин. «Дедушка уральского рока», как его прозвали в народе, вместе с оркестром исполнил песни своей группы «Урфин Джюс». Коллектив полулегально просуществовал шесть лет и распался в год образования Свердловского клуба. Тем не менее, группа попала в список «Легенд русского рока» и оказала большое влияние на творчество свердловских музыкантов.

Музыканты, которые поднялись на сцену следующими, выступают и по сей день, хотя в их совместном творчестве и было время затишья. Участники группы «Топ» собрались в 1987 году, однако в течение нескольких лет в рокерский клуб музыкантов не принимали из-за несерьёзности и разболтанности участников коллектива. Впрочем, битловская манера исполнения отдельных песен позволила музыкантам «Топа» выступать в легальных рок-фестивалях, начиная с 1989 года и впоследствии попасть в сборники горячих хитов Советского Союза.

С переменным успехом на фестивалях Свердловского рок-клуба выступала группа «Трек». На протяжении десятилетий её музыканты расходились, занимались сольным творчеством или в составе других коллективов, но затем неоднократно воссоединялись. Вот и тридцатилетие Свердловского рок-клуба стало ещё одним поводом собраться музыкантам вновь. Группа отличалась использованием обильного грима, а тексты «Трека» наполнены цинизмом и нравоучением.

Иного склада и, пожалуй, самой обаятельной и интеллектуальной группой Свердловского рок-клуба стал коллектив «Апрельский марш». Их песни о вреде разгульного образа жизни и наркотиков нашли своего слушателя.

Не обошла стороной Уральский рок-фестиваль и Настя Полева. Бывшая солистка группы «Трек» в середине восьмидесятых организовала свой собственный коллектив. Тогда в середине 80-х музыкальные критики присвоили ей звание Первая леди русского рока.

А вот кто не требует особого представления, так это Вадим Самойлов – основатель группы «Агата Кристи». К 2010 году, за более чем 20 лет существования группы братья Самойловы выпустили 10 студийных альбомов, 5 сборников, 2 альбома с ремиксами и 18 видеоклипов. В 2009 году музыканты объявили о разрыве тандема и теперь выступают по отдельности. В День уральского рока тысячи поклонников культовой группы в унисон исполнили легендарные хиты свердловской рок группы.

Впрочем, не только услышать хиты рок-клубовской эпохи и более поздние композиции исполнителей, но и поговорить о времени 30-летней давности с музыкантами за кулисами также удалось. Так, Настя Полева уверена, что, несмотря на свободное от запретов время, клуб можно было бы реанимировать и сегодня.

Похожей точки зрения придерживается и другой участник клуба. Сегодня, когда в области много музыкантов, предпочитающих именно этот динамически-экспрессивный жанр, было бы неплохо возродить свердловский клуб, уверен основатель группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов – правда, в соответствии с веянием времени, не для контроля, а исключительно для оказания им всяческой помощи. Такая ситуация вполне вероятна.

Финалом Дня уральского рока стал выход на сцену самого стабильного коллектива с 32-летней историей – группы «Чайф». Впрочем, выступлению Владимира Шахрина предшествовало обращение к публике вице-президента футбольного клуба «Урал». На рок-концерт Александр Левин пришёл не с пустыми руками.

Семнадцать студийных альбомов, многие песни из которых вошли в репертуар каждого гитариста-любителя страны, с пол-оборота завели многотысячную публику в самом центре Екатеринбурге. Песни «Чайфа» стали по-настоящему народными.

К сожалению, некоторые участники свердловского рок-бренда по разным причинам не смогли прибыть на годовщину клуба. Некоторых из них уже нет в живых, а кто- то не смог приехать в Екатеринбург из-за жёсткого гастрольного графика. История рассвета их музыкальной карьеры уже запечатлена в документальных фильмах и в литературе. Но главное, в чём максимально отражена эпоха тридцатилетней давности – так это в песнях участников Свердловского рок клуба.

Александр Сергеев

Другие новости

Редкие кадры

20 Ноября 2019, 00:00