Итоги недели: премьера «Турандот» в екатеринбургском оперном

Культура

Спустя почти век на Урале вновь звучит произведение итальянского композитора Джакомо Пуччини – сказка о прекрасной, но жестокой принцессе Турандот.

В Екатеринбургском оперном театре большая премьера. Холодная, как меч, и прекрасная, как цветок – такой предстает перед зрителями китайская принцесса Турандот. Растопить ее сердце пытаются многие, но внимание красавицы достанется лишь тому, кто сумеет разгадать три загадки. Вот только цена ошибки велика: проигравший прощается с жизнью. Остановить кровавую забаву пытается принц Калаф. Несмотря на опасность, он решается завоевать принцессу. Смелому юноше удается одержать победу – в ледяном сердце Турандот разгорается любовь.

Зоя Церерина, исполнительница роли Турандот: «Она не очень жестока, это так повелось, потому что плохая была история семейная – их завоевали. Она хотела, чтобы он был самый сильный, самый лучший. Конечно, казнили тех, кто не справился с загадками, но такая была эпоха».

Вместе с героями оперы зритель переносится в древний Китай: интерьер императорского дворца превращается вдруг в бамбуковые заросли. Атмосфера Поднебесной и в образе каждого героя.

Дирк Хофакер, сценограф и художник по костюмам: «Костюм Турандот – красный генеральский плащ, который она могла надевать во время военных действий. Она выглядит сильной, при этом красивой. Нашей целью было создать сказку, я хотел добиться того, чтобы у зрителя разыгралось воображение – это стена или леса, что они могут обозначать, и где мы находимся».

Сюжет о жестокой правительнице родился в Азии почти три века назад – пьесу, опираясь на сказания, написал итальянский драматург Карло Гоцци. Европейским достоянием историю сделал композитор Джакомо Пуччини, над оперой он начал работать в 1920-х, вот только закончить не успел – умер, оставив «Турандот» без финала. Позже ее дописал итальянец Франко Альфано. В уральской версии оперы сохранен именно этот, счастливый конец.

Паоло Лардиццоне, исполнитель роли Калафа: «Альфано привносит в оперу романтику, он заставляет Турандот измениться. Мы знаем, что в некоторых операх Пуччини романтические арии были добавлены потом, уже после первого варианта оперы. Это прекрасный финал, мне он нравится».

На протяжении века классический сюжет «Турандот» играют на театральных сценах по всему миру. И у каждой истории свой оттенок: в версии французского режиссера Жан-Романа Весперини кровавой драмы нет, вместо этого – волшебная сказка.

Жан-Роман Весперини, режиссер-постановщик оперы «Турандот»: «Я хочу, чтобы зрители мечтали, это моя работа. Дать публике эмоции – мечта и поэзия. Я ставлю, как чувствую. Мода – это одно, элегантность и поэзия – другое».

Любовь спасает от смерти и творит чудеса – вот главная мысль одной из самых ярких опер XX века. Именно с этой премьеры новый 107-й сезон начал Театр оперы и балета в Екатеринбурге.

Анна Фоменко

Другие новости

Редкие кадры

20 Ноября 2019, 00:00