Итоги недели: свердловский след на фестивале «Классика над Волгой»

Культура

На этой неделе над Волгой звучала классика. Недалеко от Тольятти прошел грандиозный музыкальный фестиваль. Уральский регион там представлял Международный молодежный Чайковский-оркестр. Новый творческий коллектив стал итогом проекта «Летняя оркестровая академия».

Труба, виолончель, скрипка, валторна и несколько флейт. У каждого инструмента особый звук и характер. Время перед концертом артисты заполняют музыкой – каждый своей.

На берегу Волги собрались настоящие ценители классики. Целых пять дней здесь можно было наслаждаться произведениями русских и зарубежных композиторов. Чайковский, Бах, Рахманинов – есть чем удивить даже самого искушенного слушателя. Фестиваль проходит в формате опен-эйр. Зеленый зал под открытым небом вмещает больше тысячи зрителей. Те, кто не успел купить билеты, тоже могут послушать музыку, к примеру, со своей яхты.

Фестиваль «Классика над Волгой» проходит уже в восьмой раз. На сцене зеленого театра выступали Елена Образцова, Зураб Соткилава, Яна Клейн и многие другие. В этом году организаторы даже вели переговоры с Монсеррат Кабалье, но по состоянию здоровья оперная дива не смогла приехать. Зато приятным сюрпризом стали молодые исполнители – финалисты проекта «Большая опера».

Василиса Бержанская, оперная певица: «Где-то в январе месяце поступило предложение от организатора фестиваля, чтобы все финалисты "Большой оперы" собрались в таком проекте, в большом закрытии фестиваля "Классика над Волгой", мы все втроем смогли. Я посмотрела программу – множество разных, интересных концертов в этом году получилось. Я думаю, это такой праздник летний».

По словам директора проекта Алексея Возилова, главная цель – создать в Столице отечественного автопрома Тольятти фестиваль, который бы составил достойную конкуренцию Венскому оперному. Алексей Возилов, автор и директор фестиваля «Классика над Волгой»: «У нас простая и доступная классика. Вообще было две основных идеи, которые мы все восемь лет ведем: это популяризация классической симфонической музыки и необычный микс – молодые исполнители и мэтры».

Мэтров здесь, действительно, хватает. В этом году художественным руководителем фестиваля стал итальянский маэстро Фабио Мастранджело. Предложение стать худруком он принял сразу, хотя на его плечах забота еще о нескольких крупных проектах. Кстати, Фабио не только руководил, он и сам блистал на сцене. Во время гала-концерта итальянский маэстро дирижировал оркестром екатеринбургской летней оркестровой академии.

По словам Фабио, он не просто дирижирует оркестром, а сам переживает на сцене то, о чем играют музыканты. Под его руководством уральские артисты исполнили «Дон Жуана», «Севильского цирюльника», «Травиату» – всего больше десяти произведений. Фабио Мастранджело, художественный руководитель фестиваля «Классика над Волгой»: «Я, конечно, могу дирижировать, как остальные дирижеры, но мне это уже не интересно. Я часто и на концерте так шутливо дирижирую, если, естественно, репертуар позволяет. Конечно, я не буду так дирижировать Пятую симфонию Чайковского. Мне кажется, надо стараться передать дух музыки».

Дух итальянских опер уральским артистам пришлось схватывать на лету. С музыкальным мэтром у оркестра прошло всего три репетиции. Несмотря на это, летняя оркестровая академия – проект Свердловской филармонии – произвела в Тольятти настоящий фурор. Курсы летней оркестровой академии прошли в Екатеринбурге уже во второй раз. В этом году в них приняли участие музыканты из шести стран мира. В течение двух недель артисты под руководством маэстро Энхе репетировали, посещали творческие мастер-классы профессионалов и индивидуальные занятия. По окончании курса оркестр дал два концерта в Тольятти. Ботан Оцсан, участник Летней оркестровой академии: «Я полюбил город, полюбил оркестр, и хотелось бы сказать, что Чайковский – мой любимый композитор и поэтому я очень рад быть частью оркестра Чайковского».

Хесус Кабанильяс в Екатеринбург, а затем и в Тольятти, приехал из Испании. На родине трубач учится в Мадридской королевской консерватории и преподает музыку у малышей. По словам музыканта, ему есть чему поучиться у русских артистов. Кстати, инструмент Хесус привез с собой из страны вечного лета. Говорит, не может надолго расставаться с родной трубой. Хесус Кабанильяс, участник летней оркестровой академии: «Мой инструмент труба. Чтобы играть на ней, нужен мундштук. Благодаря движению губ получается звук, который усиливается. Есть еще три клапана, которые меняют высоту звука».

У Владимира Рощина своего инструмента теперь нет. Контрабас, как и остальные вещи, пришлось оставить в Луганске. Прошлым летом музыкант переехал в Екатеринбург. Как говорит сам – бежал от войны. На Урале ему предоставили место в молодежном оркестре и предложили принять участие в летней оркестровой академии. Владимир Рощин, участник летней оркестровой академии: «Впечатления просто потрясающие. Я давно мечтал побывать на реке Волга. Просто мысли все вылетают, отдыхает душа. Воздух просто потрясающий. От кислорода задыхаешься».

Кислорода более чем достаточно – весь фестиваль проходит на открытом пространстве. Маэстро Энхе к такой акустике придирчив и строг. Непростое место, поэтому приходится быть внимательным вдвойне. Маэстро Энхе, главный дирижер Международного музыкального Чайковский-оркестра: «Акустика – это одно из самых важных вещей для музыканта. Мы играем на открытом воздухе, это сложнее, чем в зале играть. Но ребята молодцы, они выдержали. Сложные очень симфонии были. Я доволен».

Трудностей добавила и погода. Звуки музыки на репетициях периодически заглушал шум дождя. Чтобы не замочить инструменты, играли, что называется, под сценой. Татьяна Мартюгина, концертмейстер Уральского молодежного симфонического оркестра: «Первая репетиция у нас была, мы поиграли минут 30 и пошел дождь, просто как шторм, там начало все заливать, все инструменты, начал дождь падать на их. Пришлось срочно прятаться под крышу, убирать все пульты, у нас все ноты были мокрые».

Финальный концерт, который полностью отыграли музыканты летней оркестровой академии, прошел без сучка и задоринки. На сцене – 69 человек. Российские струнные, испанские духовые, итальянский дирижер и казахстанская солистка еще раз доказывают: у музыки нет границ.

Кристина Кайнер

Другие новости

Редкие кадры

20 Ноября 2019, 00:00