Итоги недели: событие века для Оперного театра

Культура

Крупнейшему на Урале Екатеринбургскому театру оперы и балета исполнилось ровно 100 лет. За это время в Оперном менялись не только репертуар, состав труппы и руководство. Изменился даже архитектурный стиль здания.

Изначально фасад театра проектировался как модерн, но в начале XX века власти решили, что здание недостаточно роскошно и зрелищно. Местный архитектор Бабыкин изменил фасадную композицию в стиле барокко с ярким декоративным убранством. Появились статуи, различная атрибутика с обилием скульптур – всё, чтобы демонстрировать богатство и роскошь. Практически без изменений театр сохранился до наших дней. В 1912 году он открыл свой первый сезон оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя». Через 100 лет юбилейным спектаклем тоже стала опера про самодержца, правда другого – Бориса Годунова.

Сцена – в чёрном цвете, артисты – в трикотажных костюмах. Знаменитую оперу Модеста Мусоргского в этот раз поставили в неожиданном варианте: внешний облик персонажей ушёл далеко вперёд от XVII века. Царь Борис – в официальном костюме, простой народ – в куртках и толстовках. На изготовление этих костюмов ушло 500 кг трикотажа. Красили их в театре – в пошивочной мастерской. По мнению режиссёра, это настоящий мужской спектакль: здесь нет любви и знаменитых польских сцен. Один из исполнителей партии Годунова, солист «Геликон-Оперы» Алексей Тихомиров играл эту роль в десяти странах мира. Правда, до этой постановки все спектакли были классическими: «Всегда были оперные штампы: выпученные глаза, рука вперёд – мол, вон там, что это? К счастью, сейчас начинается именно внутренняя перемена – в артистах».

Накануне столетия в театр пришёл новый художественный руководитель балета – Вячеслав Самодуров. Именитый танцовщик и хореограф ранее был солистом Мариинского театра и Лондонского Королевского балета «Ковент-Гарден». Екатеринбургскую публику Самодуров очаровал. Его спектакль «Аморе буффо», премьера которого состоялась в мае этого года, пришёлся зрителю по душе, а постановке «Н2О», которую хореограф поставил для 2-й Индустриальной биеннале современного искусства, публика аплодировала стоя.

Спектакль Н2О – это балетная инсталляция в индустриальном пространстве. Получилось необычно, но интересно. Как следует из названия, главная тема в постановке – вода. Вячеслав Самодуров: «Вода – важный символ, это то, откуда произошла жизнь. Как мы ни хотим, мы всегда возвращаемся к воде, она – элемент возвращения к началу, к истокам».

На сцене Оперного всегда выступают звёзды – и местные, и приезжие. Так, в балете «Баядерка» вместе со свердловскими артистами выступили приглашённые солисты из Германии. Главные партии в опере «Тоска» исполнили Елена Панкратова и Рубен Аморетти, а для премьерной постановки спектакля «Граф Ори» был приглашен московский солист Дмитрий Трунов. Он приезжал вновь, чтобы выступить на одном из концертов, посвящённых столетию екатеринбургского театра.

Сотый сезон стал для театра особенно удачным – он наконец-то получил свою первую «Золотую маску». Заслуженный артист Башкортостана Ильгам Валиев стал лауреатом престижной театральной награды в номинации «Специальная премия жюри музыкального театра» за партию принца в спектакле «Любовь к трём апельсинам».

Специально к 100-летию Оперного свердловские театры приготовили подарки. Одиннадцать учреждений культуры выступили на сцене театра-юбиляра с творческими поздравлениями. На таком празднике нет места конкуренции – тем более что старших надо уважать.

Татьяна Румянцева

Гостем студии итоговой программы «События» стал директор Екатеринбургского театра оперы и балета Андрей Шишкин.

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00