«Медь, бумага, два вала»: в Екатеринбурге открыли тайны создания меццо-тинто

Культура

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств в рамках марафона «Медь, бумага, два вала» прошли мастер-классы по созданию меццо-тинто. Лучшие представители этого вида гравюры показали свою неповторимую технику.

Меццо-тинто – особая манера офорта, которая отличается от прочих «обратным» процессом создания. Сначала художник подвергает специальную металлическую доску зернению: пластина приобретает шероховатую поверхность и при печати с нее получится сплошной черный оттиск. Затем там, где рисунок должен быть светлым, зернение выглаживается, достигая постепенных переходов от тени к свету. Таким образом, изображение создается не тёмной линией на светлом фоне, а наоборот, проявляется светом из темноты. За это почти мистическое преображение меццо-тинто получило название «чёрная манера».

В марафоне приняли участие представители разных стран – Томиюки Сакута (Япония), Каролина Кундерс (Нидерланды), Мартин Митчелл (Великобритения) и наша соотечественница Марина Лазарева.

Меццо-тинто – сложный последовательный труд, для которого нужно терпение, выдержка и желание создать что-то отражающее свои чувства. Однако художники говорят, что за долгое время работы меняется настроение и чувства, поэтому каждый человек может увидеть абсолютно разное и не будет не прав.

Одним из способов создания гравюры поделилась Марина Лазарева. Первым этапом является изображение рисунка на бумаге простым карандашом. После этого, с помощью компьютера, делается обратное изображение. Затем уже обратный рисунок переносится на кальку и только потом наносится на медную пластину. Художник рисует не чёрным по белому, а белым по темному, высветляя в разной степени участки темной поверхности, создавая необычайно тонкие и очень разнообразные градации тона.

После линейного нанесения карандашом уже предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению – покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. В местах, соответствующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают, достигая постепенных переходов от тени к свету, и только потом производится долгожданная кульминация – печать изображения на лист бумаги. Впрочем, с этим тоже не всё так просто: этот лист бумаги заранее вымачивается в воде (примерно сутки), до конца такой лист не высушивается – вода в него впитывается, что даёт лучший перенос картины.

Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Модуль Фотогалерея 2.0 не установлен.

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00