Мир девяностых: в Екатеринбурге прошли дни Алексея Балабанова

Культура

Неприкрытая правда 90-х. Свердловчане еще раз погрузились в атмосферу конца ХХ века. Дни Алексея Балабанова прошли на Среднем Урале. Показ картин известного режиссера устроили в «Ельцин Центре».

Сейчас в «Ельцин Центре» особенно многолюдно. Сегодня здесь рассказывают не только о первом президенте России. В конференц-зале проходит спецпоказ фильмов известного режиссера Алексея Балабанова. Несмотря на то, что его творчество это, пожалуй, не массовое кино, все места в зрительном зале проданы.

Как на мировых премьерах, зрителям картины представляют актеры, сыгравшие в лентах Балабанова ведущие роли. Это Светлана Письмиченко, звезда фильмов «Замок», «Брат», «Морфий» и Алексей Серебряков, исполнитель главной роли в фильме «Груз-200». Артисты уверяют: Балабанова знают и за рубежом, но только в России понимают по-настоящему. Алексей Серебряков, актер: «Он все-таки чрезвычайно русский режиссер. И чрезвычайно по-русски переживающий все то, что происходило, все то, чем он болел и все то, о чем он читал. Современный западный мир не очень склонен к переживательным процессам, по большей части любит нарисованных медведей».

Последний фильм режиссера «Я тоже хочу» вышел в 2012 году. В 2013 Балабанов скончался в возрасте 54 лет. Широкую известность режиссеру принес фильм «Брат», ставший кинохроникой 90-х. Отсюда и место проведения кинопоказа. «Ельцин-центр» выбран неслучайно. Экспозиция, посвященная первому президенту страны, затрагивает как раз это сложное и неспокойное время. Светлана Письмиченко, актриса: «"Брата" снимали практически без дублей, потому что времени было мало, денег не было, пленки не было. Снимались мы бесплатно, в своих вещах».

К тому же Алексей Балабанов – истинный уралец. Он родился в Свердловске, долгое время работал ассистентом режиссёра на местной киностудии, однако в своих картинах родной город снимать не любил. Вдова Балабанова рассказывает, он так и не смог смириться с тем, что Свердловск теряет свое историческое лицо. Надежда Васильева, вдова А. Балабанова, художник по костюмам: «Он когда меня первый раз привез в Екатеринбург, долго мне рассказывал по дороге, какой замечательный здесь был деревянный модерн. Потом повел по городу, говорит, пойдем, там дома должны быть деревянные, они были в моем детстве. Но теперь этого нет, и мне очень больно, что этого нет, поэтому я здесь не хочу снимать».

За два дня свердловчанам показали восемь картин Алексея Балабанова. Киноакцию посетили более двух тысяч человек. Никто из зрителей не ушел с середины показа – все-таки берет за душу: «Я был свидетелем всех этих времен, переходного периода. Это очень здорово, да. Сильно сделано, слов нет» – «"Груз-200" всю правду, как мне кажется, рассказывает о России» – «Потрясение. Какое-то ощущение, что ничего не меняется».

Полина Короткевич

Другие новости

Редкие кадры

20 Ноября 2019, 00:00