Музейно-художественная лаборатория УрФУ усилилась новейшим оборудованием

Культура

Определением подлинности артефактов занимаются специалисты лаборатории художественных практик и музейных технологий при УрФУ. Здесь могут отличить работу мастера от копии или подделки. В распоряжении исследователей – современное оборудование для изучения и реставрации холстов.

Долгое время вопрос об авторе этого полотна оставался загадкой. Одни считали его работой самого Рафаэля Санти – оригинал картины хранится в Лувре. Другие искусствоведы утверждали, что это, пусть и хорошего качества, но все же копия работы великого итальянского живописца. Окончательно все точки над «i» расставили специалисты лаборатории художественных практик и музейных технологий при УрФУ. Совсем недавно они провели тщательное исследование холста и сделали сенсационное заявление – картина может принадлежать последователям Рафаэля.

Денис Ильичев, младший научный сотрудник отдела экспертизы и реставрации лаборатории художественных практик и музейных технологий УрФУ: «Отрабатывали версию того, что это копия, и к какому времени она принадлежит. При работе с копией возникает вопрос, насколько она принадлежит мастерской художника или последователям, или это вообще писалось автором другого времени, другой эпохи».

Оказалось, что «Мадонна с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем в пейзаже» датируется концом XVI века. Более 40 лет назад она была подарена Эрмитажем Ирбитскому музею изобразительных искусств. У местных исследователей до сих пор не было возможности дать окончательный ответ о происхождении холста. Так работа неизвестного художника попала в екатеринбургскую лабораторию.

Валерий Карпов, директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств: «В процессе уже технических, химических и физико-химических исследований, которые проводила нам лаборатория при Уральском госуниверситете мы пришли к убеждению, что это действительно кто-то из последователей Рафаэля».

А этой иконе немногим более ста лет. Она была обнаружена в одном из уральских монастырей. Здесь изображено Сретение – встреча апостолов с Иисусом, когда он еще был младенцем. Чтобы определить возраст и подлинность, специалисты проводят анализ красок, воздействуют на изображение ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами. Исследование может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев.

Тамара Галеева, заведующая лабораторией художественных практик и музейных технолонгий УрФУ : «В прошлом году посмотрели достаточно много вещей, и сейчас этот материал в работе. Также работаем с частными лицами, с частными коллекционерами. Наша экспертиза помогает отличить подлинники от не-подлинников – не просто от копий, а от подделок».

Уже совсем скоро сотрудники лаборатории получат возможность не только изучать, но и реставрировать произведения искусства. Для этого здесь приобрели современное оборудование. Например, вот этот вакуумный стол в процессе работы позволяет регулировать температуру и давление, тем самым создавая благоприятную среду для восстановления изображения.

Владислав Мищенко

Другие новости

Редкие кадры

20 Ноября 2019, 00:00