Никита Корытин – об открытии V Международного фестиваля меццо-тинто

Культура

В Екатеринбурге открывается V Международный фестиваль меццо-тинто в программе «Акцент» директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин рассказал о специфике и уникальности данной техники.

Добрый вечер, Никита Николаевич.

Здравствуйте.

Поздравляю вас с этим событием! Давайте ещё раз расскажем, что такое меццо-тинто, прежде чем мы анонсируем события этого фестиваля.

Меццо-тинто – это достаточно редкая, даже очень редкая техника гравюры. Допустим, в нашей стране практически нет художников, которые занимаются именно этой техникой печатной графики – не более пяти человек, из них трое международно признаны. И всё. Сами можете понять, что это единицы для страны, в которой 150 млн человек, и фактически в каждой из европейских стран примерно такая же ситуация. То есть это три – пять, один, десять человек, то есть в целом людей, которые занимаются этой техникой в мире примерно 500 человек. Они разбросаны по всем странам.

Что это за техника?

Это техника гравюры на меди. И она, в отличие от всех других техник печатной графики, оперирует не штрихом, а цветовым пятном. В этом и кардинальное отличие визуальных свойств, оттиском, полученных с помощью меццо-тинто от всего остального многообразия печатной графики.

Мы знаем, что такое гравировка. Мы понимаем, что гравюра и гравировка – это однокоренные слова, и мы понимаем, что вот когда ты сделал бороздочку, заполнилось красочкой, к бумаге приложил, и что-то получилось.

Да, совершенно верно. Но в случае меццо-тинто, там процесс другой. Дело в том, что сначала вся медная доска, с которой потом печатается оттиск, покрывается специальным инструментом – качалкой, такой бархатистой фактурой мелких углублений на ней. А потом уже из этих углублений появляются изображения. В дальнейшем художник с помощью специального инструмента – шабера – убирает, делает эту поверхность разнородной с точки зрения гладкости.

Меццо-тинто, как и живопись, оперирует световым пятном фактически. Очень часто меццо-тинто бывает весьма фотографичным, очень реалистичным. Многие не понимают, как это сделано, потому что это очень похоже на фотографию иногда.

Музей ИЗО – держатель крупнейшей в мире коллекции меццо-тинто современных авторов?

Да, мы проводим фестиваль уже много лет. Более того, этому предшествовали предфестивальные события и выставки. У нас очень много взаимодействий с художниками и кураторами. За все эти годы мы сформировали очень большое собрание, главное, что оно репрезентативное. В нём очень много художников. В нём очень много стран. В нём есть важнейшие художники, которые занимались меццо-тинто последние десятилетия. Поэтому это действительно так. Ни Лувр, ни Метрополитен, ни Эрмитаж, ни ГМИИ не имеют подобного собрания. А мы имеем!

Ещё один повод гордиться Екатеринбургом.

Совершенно верно.

Ну и собственно, о фестивале.

Фестиваль всегда у нас делится на два основных подразделения. Это конкурсная программа. Дело в том, что важнейшим элементом нашего фестиваля является эта конкурентная часть. Мы показываем работы художников, созданные строго за последние два года и в этих рамках отбираем лучших.

То есть у вас фестиваль-конкурс получается?

В нём есть конкурсная программа. И есть программа не конкурсная, в которой мы показываем. Во-первых, выставки победителей прошлого фестиваля. Потому что они фактически зарабатывают возможность сделать персональную выставку. Всегда четыре победителя и четыре больших выставки. Мы делаем исторический проект. Это та часть, которая рассказывает о том, какой эта техника была в 17, 18, 19 веке на примерах работ из частных собраний, музеев и так далее. В этом году у нас тоже собрание московского коллекционера Севастьянова. И, более того, в этом году у нас приезжают все пять коллекционеров, из собрания которых мы делали выставки на нашем фестивале, и у которых вообще есть меццо-тинто в их коллекциях. Потому что больше их в принципе в Росси инет. Больше брать нам из частных рук неоткуда. В этот раз мы побеседуем вместе с ними в воскресенье о том, что такое собирание графики, что такое коллекционирование гравюры и меццо-тинто, в частности.

Это открытая беседа?

Да. В три часа, в воскресенье – для всех.

Это один из анонсов. Выставка будет на нескольких площадках?

Выставка будет на трёх площадках в сумме. Мы открыли впервые галерею «Ельцин Центра». Дело в том, что там представлены работы из нашего собрания. Это такой обзор из 150 листов всех техник важнейших для нас художников, всех фестивалей, которые прошли, всех победителей, которые были у нас в рамках фестивалей. Можно сказать, что это лучше из лучшего из нашего собрания – 150 работ. Она работает уже сейчас – с 17-го августа можно будет посетить конкурсный проект, который располагается в галерее «Главный проспект». И параллельную программу, которая размещена у нас в здании на Воеводина, 5. И, кроме этого, мы во время открытия, в этот уикенд, фактически предстоящий в день города делаем печатный марафон, который мы уже практиковали на предыдущих фестивалях, когда с полудня до 18:00 художники будут непрерывно печатать на трёх различных станках раз в час. На Воеводина будет проходить печать с объяснением, демонстрацией, всеми этапами создания меццо-тинто.

Эта работа на глазах у публики будет происходить?

Верно, работа будет происходить на глазах у публики. У нас будет очень экзотические страны представлены. В частности Индия, Канада и даже Япония.

Канадцы не догадываются, что они экзотическая страна?

Для нас, по крайней мере, в Екатеринбурге, в центре России, даже не в центре, но далеко за пределами столиц, такое разнообразие этническое и стран...

Локации будут – Воеводина, 5 и «Главный проспект»?

Да. Можно будет посмотреть, задать вопросы, пообщаться с художником, подписать у них каталог. Получить, может быть, афишу или что-то ещё. В целом этот опыт сейчас получить особо негде. Просто потому что печатня графика в России находится полностью в деградировавшем состоянии. То есть сейчас в регионах иногда не найти офортный станок в принципе. Поколение монстров, зубров графики, оно уходит. Все мы знаем, что вот Виталий Волович недавно ушёл из жизни. И эта ситуация не просто для Екатеринбурга характерна, но в целом для всей России. За 30 лет от печатной графики очень мало что осталось.

То есть очаг остаётся вашими силами поддерживаемый в Екатеринбурге?

Есть очаги и в других городах, конечно. В Новосибирске есть триеннале печатной графики, в Калининграде, В Уфе, в Казани, но, в общем-то, это всё. То есть в таком количестве чтобы живые люди печатали, ты смог с ними поговорить, посмотреть на детали процесса – это просто не увидеть вообще нигде, кроме как у нас.

Получается, что V Международный фестиваль меццо-тинто уже начался. Потому что в «Ельцин Центре» в Галерее уже висит?

Это такая вставка, предвосхищающая фестиваль. Это выставка из нашего собрания. То есть именно выставка в полном смысле слова.

Основная программа начнется в субботу и продлится...?

Всё так. В наших стенах фестиваль будет работать до конца октября. В Галерее «Главный проспект» – до конца сентября.

Горнунг Иван

Другие новости

Редкие кадры

20 Ноября 2019, 00:00