Никита Михалков – о Путине, «Метаморфозах» и коронавирусе

Культура

Во время своего визита в Екатеринбург режиссёр Никита Михалков нашёл время, чтобы ответить на вопросы Евгения Енина для телеканала ОТВ. Публикуем основные моменты этого интервью.

Про «Метаморфозы», Чехова и Бунина

«Метаморфозы – это не спектакль. Это восемь законченных произведений, но они постоянно меняются. Это словно открытые репетиции. У меня связь с актёрами, с закулисьем, с техниками. Я могу во время представления вносить поправки по свету, звуку и музыке. Это даёт возможность постановке быть всё время живой, дышащей.

Чехов и Бунин – два великих писателя, которые умели создать атмосферу в минимальном пространстве. Она настолько чувствуется, когда ты их читаешь, будь то атмосфера взаимоотношений между людьми или атмосфера пейзажа, или атмосфера грозы, или атмосфера в состоянии дома, детской и так далее. Они настолько это умели делать, что безумно интересно попытаться это воспроизвести на сцене, когда нет чёткой драматургии, когда это всё «на полупальцах», на живую нитку.

Про премьеру в Екатеринбурге и меценатство

Мы никогда в жизни не играли на такой аудитории в 4000 человек. Я очень боялся, что вот эти маленькие миниатюры, они просто потеряются... Тут Киркорову надо быть, а не моим ребятам. Наш первый выезд в Екатеринбург был четыре года назад, но в этот раз мы впервые выехали уже как Центр театра и кино на Поварской.

Андрей Моисеевич Симановский пригласил нас сюда четыре года назад, его наши спектакли тронули очень, и мы подружились. Сейчас возникла такая идея, чтобы он стал инвестором Центра театра и кино. Это для меня абсолютно колоссально и символично, потому что это продолжение настоящего меценатства, уральцы вкладывали деньги в культуру, в искусство и наслаждались этим. Для нас это очень дорого.

Про коронавирус и теории заговора

Страшно, когда люди умирают, заболевают. Конечно, в этом ничего хорошего, но другой разговор, что есть в этом что-то такое, связанное не просто с каким-то вирусом. Уж больно много на этом происходит потерь и приобретений.

Я далёк от теорий заговора, но я же наблюдаю за этим, потому что это действительно, интересно. Скупаются акции, кто-то разоряется, а кто-то обогащается. Откуда это идёт – не моё дело разбираться, но мне кажется, что во всём этом есть какое-то второе дно. Наблюдая за этим, я вижу, что здесь всё не просто так.

Про нового министра культуры

Ольга Любимова – вообще первый министр из тех, кого я знал, за которым нет ничего: ни вилл, ни дач, так сказать. У неё есть огромный культурный пласт воспитания, от Качалова и так далее, к её совершенно замечательному отцу, он ректор ГИТИС и доктор наук, мой очень близкий друг.

Это человек, который своим умом, талантом, лёгкостью и в то же время определённостью в оценках меня лично очень подкупает. Мы видим, как много происходит по схеме «два пишем, три в уме». На сегодняшний день, мне кажется, это пока для всех изумление: почему молодой человек совсем, почему женщина и так далее, но на мой взгляд, она вбирает в себя все качества, чтобы иметь право быть министром.

Я понимаю абсолютно точно, что сейчас огромное количество людей будет приходить к ней с просьбой о деньгах – особенно те, кто их не получил раньше, но мне кажется, что ей самое главное следовать тому внутреннему голосу, который у неё есть, и он замечательно чист. Он ничем сегодня не загружен из того, что может вызывать сомнения.

Про президента Путина и изменение Конституции

Говоря про Владимира Путина после 2024 года, мы сразу попадаем в разговор об изменении Конституции. Назовите мне, кто на сегодняшний день может его заменить? Я пока не вижу. В любом случае, более опытного человека, который прошёл не только политический, но и хозяйственный опыт, будучи премьером, и знающий страну, я не вижу. Всё-таки надо нам исходить из интересов государства, а не только из правил. Я понимаю, что есть буква закона, есть Конституция. Всё понимаю, но если то, что может быть, будет хуже, чем есть – этого бы не хотелось.

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00