Современный Страдивари работает в Уральском филармоническом оркестре

Культура

Реставратор скрипок и виолончелей Владимир Зворыгин обладает не просто идеальным слухом. Он слышит голос инструмента, на котором ещё даже не натянуты струны.

Это невероятно: скрипка в руках хорошего мастера звучит даже в разобранном виде, без струн и смычка. Не спеша, терпеливо и очень вдохновенно мастер возвращает голос немецкой скрипке, следом возьмётся за российскую. Владимир Зворыгин ремонтирует инструменты с детства. Первым в школе он починил смычок, а теперь колдует над раритетными инструментами. Недавно реставратор вернул к жизни старинную итальянскую виолончель. 300-летнюю «старушку» он собрал буквально по крупицам.

Владимир Зворыгин: «Раритетный инструмент чем отличается? Что к нему относишься бережнее. Каждое движение должно быть продумано, рассчитано, чтобы не дай Бог не откололся какой-то кусочек дерева. Там всё делаешь осторожнее».

Реставрация скрипки – дело кропотливое. Надо убрать трещины, сколы, склеить деки. Но и это ещё полдела. Главное – правильно покрыть инструмент хорошим лаком. Для скрипичного мастера, единственного на Урале обладателя сертификата Нью-гемпширского университета, самой большой загадкой остается состав лака Страдивари.

Владимир Зворыгин: «Основное назначение лаков – сохранять дерево от влаги, украшать инструмент. К сожалению, лаки, которые мы пытаемся сделать, они либо жёсткие, либо невзрачные. Все лаки, которые появились после Страдивари, влияют отрицательно».

Музыканты Уральского филармонического оркестра, где Владимир Зворыгин играет на альте, считают, что им несказанно повезло. Практически все скрипки, альты и виолончели прошли через руки мастера.

Семён Рывкин: «Бывают всякие случаи. Вот на гастролях приходят люди с мороза, инструменты очень податливы на среду – мороз, солнце. И у нас палочка-выручалочка – Владимир Зворыгин».

С просьбой посмотреть инструмент к известному мастеру обращаются и знакомые, и незнакомые. Вот недавно принесли плохонький альт со скрипучим звуком. Мастер так и прозвал его – «Квазимодо». А вот со своим альтом Владимир не расстаётся уже несколько десятков лет. Считает, что звук этого инструмента действительно уникален.

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00