Уральский классицизм: ошибки, создавшие стиль Екатеринбурга

Культура
15 Августа 2012, 21:00

«События» продолжает собственный спецпроект, посвященный областным памятникам архитектуры. Сегодня мы расскажем о самых интересных строениях в стиле классицизма.

Эпоха классицизма в Екатеринбурге во многом связана с именем архитектора Михаила Малахова. Именно он придал местным усадьбам и конторам торжественности, умело вписав их в городское пространство.

Усадьба Расторгуева-Харитонова на Вознесенской горке (сейчас здесь Дворец творчества) самая заметная и живописная постройка той эпохи. Все попытки историков выяснить имя архитектора, который построил этот шедевр классицизма, были тщетны. В народе даже ходила легенда, что им был зодчий, находившийся в заточении в Тобольской тюрьме. За порядочную взятку купец и заводчик Лев Иванович Расторгуев заполучил себе архитектора, пообещал, что если тот выстроит небывалый дворец, то получит свободу. Однако после окончания строительства свое обещание он не сдержал. По преданию, обманутый архитектор то ли сошел с ума, то ли покончил с собой.

Достраивал это здание молодой архитектор Михаил Малахов. Он вроде бы и следовал канонам: тут и портики с колоннами, и фронтоны, и ротонда – но в целом ансамбль далек от классически строгого и регулярного. Усадьба органично стекает с вершины холма, а разнообразные фасады и формы дома хочется рассматривать и рассматривать. Секрет такой привлекательности прост: молодой архитектор Малахов создал красоту по незнанию. Отучившись всего год в академии художеств, он творил больше не по правилам, а от души. Искусствовед-исследователь Анатолий Раскин говорит о Малахове, как о талантливом, но нерадивом студенте, явные ошибки которого стали авторским почерком: «Мелочи, неумение рустовку сделать на арке и прочее – это не умаляет общего характера архитектуры. Он был очень талантливым человеком и этого было достаточно, чтобы здание производило впечатление».

Малахов становится востребованным и облагораживает не одно здание Екатеринбурга. Мезонин, многоярусный портик с колоннадой, симметричные ворота и дом начальника горных заводов – уже не просто заурядный особняк. Он и сейчас главное украшение набережной (здесь находится больница). Все чертежи и фотографии эпохи классицизма искусствоведы собрали в большом томе серии «Стили в архитектуре Свердловской области». Получилось настоящее пособие, прежде всего для тех, кто занимается реконструкцией памятников. Елена Штубова: «Благодаря этим чертежам, которые реконструируют памятники, можно воссоздать подлинный исторический образ объектов, которые планируются к восстановлению в городе».

Так был восстановлен и загородный дом самого архитектора Малахова: небольшое и ладное здание стало образцом его вкуса. Крестообразный мезонин, многоярусная колоннада, арки и будто парящая ротонда, все, что украшает дом – это уже узнаваемые черты его авторского почерка.

Татьяна Румянцева

Комментарии

Ctrl + Enter

Другие новости