Уральское барокко: развитие городов через памятники архитектуры

Культура
14 Августа 2012, 21:15

Уникальное исследование провели искусствоведы и историки региона. Особенности местных построек от барокко до неоклассицизма они собрали в шеститомник «Стили в архитектуре Свердловской области». Книга уже отмечена губернаторской премией. Что интересного могут рассказать старинные и даже исчезнувшие здания, смотрите первую серию нашего спецпроекта.

Шедевром барочной архитектуры Урала стал Троицкий собор Верхотурья. Каменный храм заложили по указу Петра I в 1703 году. В нем нет европейского размаха и текучих криволинейных форм – уральское барокко проще и понятнее. Замысловатый декор лишь украшает ясную нецентричную конструкцию. Теперь этот памятник архитектуры мирового значения охраняется ЮНЕСКО.

Уральские мастера второй половины XVIII века стремились соответствовать веяниям моды и строили храмы по образу петербургских. Такой столичной калькой мог стать и Екатерининский собор в Екатеринбурге: для него прислали чертежи из самой Берг-коллегии. Однако, как пишут источники, на месте оказалось, что план постройки «здешние художники разобрать не могут», поэтому чертеж сначала переделал главный межевщик, потом геодезист, а потом еще и застройщики.

Архитектурное решение получилось весьма компромиссным, но не последним. По иронии судьбы Екатерининский собор, что возвышался на левом берегу Исети, перестраивали еще много раз – в итоге он окончательно утратил первозданный облик. В 1930 году по решению Свердловского горсовета храм был взорван. 18 августа 1991 года на месте, где располагался алтарь бывшего собора, установили памятный крест, а позже возвели здесь каменную часовню. Следом возникла идея восстановить Екатерининский собор, но для этого пришлось бы снести фонтан и зеленые насаждения, установить ограду по периметру храма, а под самим зданием организовать подземную парковку. Естественно, большинству жителей это не понравилось. Главное, восстановление храма в стиле барокко с нуля в XXI веке – весьма сомнительное предприятие.

Еще одним памятником барокко в Екатеринбурге был Богоявленский кафедральный собор. Деревянное здание начали строить в 1745 году, когда в Екатеринбурге нашли и начали добывать рудное золото. Богоявленский стал главным собором города, а кафедральная площадь (ныне площадь 1905 года) – городским центром. Именно тогда и была заложена традиция: все значимые мероприятия проводить здесь. Раньше это были крестные ходы, а сейчас на месте храма ставят новогоднюю елку, а весной принимают Парад Победы. Большую часть года здесь расположена парковка. Богоявленский собор простоял здесь 185 лет. В январе 1930 его разобрали на стройматериалы.

Историю Урала через памятники архитектуры искусствоведы собирают по крупицам. Масштабную работу собрали в шеститомник – «Стили в архитектуре Свердловской области». Ответственный редактор Елена Штубова признается, книга об уральском барокко была написана последней, но стала заглавной в путеводителе. Елена Штубова: «Были опасения, что у нас не хватит материала на этот том, так как памятников барокко очень мало сохранилось не только в Свердловской области, но и на Урале в целом. Тем не менее, мы решились на это издание и считаем, что оно получилось интересным».

В Екатеринбурге все же остался целым один храм в стиле барокко – это Вознесенская церковь. Он был заложен 1770 году. Здесь была и церковно-приходская школа, и историко-революционный музей – сегодня это самый старый храм Екатеринбурга.

Комментарии

Ctrl + Enter

Другие новости