В Екатеринбурге прошла премьера симфонического «Василия Тёркина»

Культура

В бой шли не только с автоматами, но и вооружившись пером и музыкальными инструментами. Об этом новая премьера в Екатеринбурге – симфоническая повесть Никиты Богословского «Василий Тёркин».

За пару минут до представления в фойе Детской филармонии школьников готовят к знакомству с культовым героем Великой Отечественной войны. Правда, сегодня речь идет не о реальном человеке, а о литературном персонаже – Василии Тёркине. На фронте и в тылу его знал каждый – современная же молодежь пока только догадывается. «Мне кажется, какая-то важная историческая личность, которая что-то сделала. Честно, не знаю». «Ну, писатель. Он писал там сказки, повести, романы». «Какой-то знаменитый человек, возможно, может быть, писатель или композитор, возможно». «Кто же он такой? Скажем откровенно: просто парень. Сам собой он обыкновенный. И чтоб знали, чем силен, скажем откровенно: красотою наделен не был он отменной».

Обыкновенный парень, придуманный Александром Твардовским, по словам историков, сыграл важную роль в исходе целой войны. Им зачитывались перед страшными битвами и в долгих засадах. Он поднимал боевой дух армии и воскрешал волю к победе. В 1950 году крупное, но уже музыкальное произведение о Василии Тёркине написал Никита Богословский. Он тоже на сцене, как Твардовский и Тёркин. Играет всех один актер.

Александр Борисов, артист Свердловского театра драмы, исполнитель главной роли и режиссер симфонической повести «Василий Тёркин»: «Это вообще такое подзабытое искусство художественного слова. Умение не просто вживаться в образ, а умение интонацией рисовать место действия, передавать запахи, передавать сюжетную линию. Были моменты, где я терялся и прямо страшно боялся, потому что есть партитура Богословского, а текста нет – литературной партитуры нет. Типа, чтецы, придумывайте сами».

Никита Богословский был известен больше как автор песен «Спят курганы темные», «Шаланды» и «Темная ночь». Симфоническая повесть про балагура и шутника Василия Тёркина исполнялась крайне редко. К примеру, на Урале ее услышали впервые. Историческую несправедливость решили исправить артисты Центрального военного округа. Специально для свердловского зрителя музыка была переложена для военного оркестра.

Сергей Алеев, начальник военно-оркестровой службы штаба ЦВО: «Например, струнной группой мы передаем, как правило, теплоту, всю вот эту такую трогательность. В нашем случае мы имеем только духовые инструменты, которые делятся на медные и деревянные. Если говорить об этом, как можно медными и деревянными инструментами передать теплоту, – то, наверное, больше мастерством музыкантов и учетом каких-то технических наших секретов».

Режиссер и композитор старались сделать произведение максимально понятным самому юному зрителю. Около часа музыкальные композиции динамично сменяются отрывками из повести, настроение задает и видеоряд. Кроме того, он поясняет, какое значение несла музыка во время войны, причем не только в перерывах между боями – военные оркестры использовали как психологическое оружие против врага.

По словам создателей постановки, Василий Тёркин – это история о любви, преданности, мужестве и патриотизме. Уже точно ее продолжат показывать в Екатеринбурге, возможно также, что симфоническая повесть отправится на гастроли и по городам Центрального военного округа.

Валерия Васильева

Другие новости

Редкие кадры

20 Ноября 2019, 00:00