В мраморном карьере на Урале прошёл концерт классической музыки

Культура

На 75 метров пришлось спуститься музыкантам оркестра B-A-C-H, чтобы исполнить первый в истории Свердловской области концерт на дне карьера.

Это выступление стало одним из самых ярких на арт-фестивале, который прошел в селе Мраморском. Всё это привычные звуки мраморного карьера, но этим летом впервые он звучит по-новому. Концерт классической музыки на глубине 75 метров открывает арт-фестиваль «Мраморная миля». Идея неординарная даже для искушенного зрителя.

«Думаю, что будет незабываемо – в первый раз такое!» «Площадка – как минимум, необычное место проведения. Ну и ждем, что музыка – за счет карьера звук будет масштабный». «Тут же играет роль не только звук, а само ощущение, эффект присутствия, эффект на природе, эффект мрамора, эффект панорамы красивой».

Фантастический мир музыки для зрителей как на ладони – их места на самом краю карьера, а мелодия льется в буквальном смысле из глубины: Чайковский, Штраус, Альбенис, Вивальди – репертуар с кодовым названием «Лето». За почти 30 лет музыканты из Екатеринбурга объездили с гастролями полмира, но давать концерт в промзоне, как и завершать его под «аплодисменты» дождя, им, признаются, в новинку.

Николай Усенко, дирижер камерного оркестра B-A-C-H: «Пожалуй, в подобного рода условиях нам не доводилось играть. Я не знаю, начало ли это серии экстремальных выступлений, трудно себе представить, куда может нас завести подобного рода тенденция. Но как событие, особенно под занавес концертного сезона, это экстраординарное выступление».

Концерт «мраморной» музыки – лишь часть арт-фестиваля. Основная партия звучит, конечно, в мастерских под открытым небом. Скульптор из Израиля Таня Премингер третью неделю работает над мраморным знаком «Европа-Азия». Его установят здесь же, в селе Мраморском, на границе двух частей света.

Таня Премингер, скульптор: «Я представляю это типа как Урал. Урал – это же тоже образ, как человек. Урал, как с двумя лицами. Тут живут люди – европейцы, тут живут люди из Азии. И он указывает в две стороны».

Скульптуры на арт-фестивале создавали художники из четырех стран. Многие уже завершили работу. Вот, к примеру, мраморный «Инь-янь». Каждая композиция, говорят организаторы, займет место в музеях и на улицах уральских городов.

Эльмира Самохина, советник главы Полевского городского округа: «А главное, у нас есть тот самый мрамор, то самое богатство, которое мы показываем, его красоту. Мы показываем наши не только культурные коды, наши исторические, духовные ценности – мы говорим о том, что фестиваль объединяет людей».

Но не мрамором единым – доказывают местные мастера. На площади перед домом культуры для гостей фестиваля ярмарка ручных изделий и мастер-классы по народным промыслам.

Лариса Петрова, проректор по научной и инновационной работе Екатеринбургской академии современного искусства: «Это не просто интересно, это потрясающе, это уникально, это то, что должно быть в каждом уральском селе. Вот посмотрите, здесь продаются книжки, которые местные жители написали. Всё это называется "локальная история", она самая родная и близкая, потому что здесь отцы и деды работали, здесь дети, которые сразу будут впитывать и навсегда останутся патриотами этого места».

В программе фестиваля также исторические экскурсии, литературные лекции. В финале снова концерт, только уже джазовый – тоже своего рода импровизация для небольшого уральского села, которое теперь звучит всё громче.

Яна Юмакаева

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00