Олег Чемезов: «За цифровизацию Свердловской области спрашивают с меня»

Политика

Заместитель губернатора Свердловской области Олег Чемезов дал своё первое студийное телеинтервью в эфире программы «Акцент» на ОТВ.

Здравствуйте, Олег Леонидович. Вы впервые пришли на телевидение в новой должности. Освоились?

Процесс бесконечный. Но думаю, в основном, да.

Как вам Екатеринбург после Тюмени?

Я родился в Свердловске, этот город всегда был центром привлечения внимания. Понятно, что я еще не так много знаю, чтобы достаточно точно сравнивать. Есть существенные отличия, есть много общего. Люди хорошие.

Какие задачи перед вами губернатор поставил?

Ключевая задача – это развитие экономики, формирование стратегии Свердловской области и отраслей народного хозяйства и муниципальных образований. Вопросы, связанные с цифровизацией экономики, с ценообразованием, регулированием тарифов, с госзакупками, занятостью. Достаточно ёмкие вопросы.

Хорошее слово «стратегия». Прошла стратегическая сессия по производительности труда, и говорилось о том, что президент поставил задачу повышать производительность труда. У нас в области для этого есть возможности?

Да, возможности есть. Сегодня уже практически отобраны региональные предприятия, которые участвуют в этом национальном проекте. Наша деятельность позволяет сказать, что есть значительные резервы по росту производительности – на 5 % в год, это очень много.

Если говорить в денежном эквиваленте – это сопоставимо с инфляцией, а вот в объёмных показателях, производственных параметрах производимой продукции это много. Главная задача – не просто что-то произвести: важно, чтобы это потом было продано и кем-то куплено, поэтому это баланс между рынком и потребительской возможностью.

А за счёт чего можно повышать производительность?

Ключевой параметр, который мы внедряем – это организация бережливого производства. На самом деле эффективность производства очень сильно зависит от технологизации. Речь идет именно о маршрутизации, чтобы не было лишних движений и разброса, чтобы был порядок. Это бережливость по отношению ко времени, потому что ключевой параметр в изготовлении продукта – это временные затраты на его производство.

Это касается всех сфер деятельности?

Да. Мы видели примеры – даже в поликлиниках и школах повышают эффективность наведения порядка с точки зрения маршрутизации действий.

У нас есть специалисты, которые могут прийти, посмотреть и сказать: ребята, надо по-другому ходить, вы только время теряете?

У нас здесь есть консалтинговые компании, которые активно коммуницируют с Федеральным центром компетенций. С несколькими людьми я беседовал, они достаточно компетентны. Плюс у нас создан региональный центр компетентности, который будет обучать такого рода специалистов. Понятно, что они требуют специального обучения.

Есть другая сторона роста производительности труда: производительность выросла, людей нужно меньше. Их увольняют?

Это совершенно второстепенный параметр. Стереотип так сформирован, что первое, на чём собственник пытается сэкономить, чтобы сохранить объём производства – это уменьшение издержек. Но можно повысить производительность труда, увеличив объём производства на одно рабочее место. Важно понять: если продукт востребован, то сокращение персонала – это вообще последняя мера.

Если говорить о малом и среднем бизнесе, как его переориентировать на производство инновационной продукции?

Очень сложный вопрос. Дело в том, что любая инновационная продукция – это такая терра инкогнита: заработает – не заработает, получится – не получится. Конечно, нужно венчурное финансирование, нужны риски. И вот тут должна быть ещё более существенная поддержка государства.

Какие есть формы поддержки?

Для рисковых производств инновационных есть субсидирование, кредитные ставки, у нас есть фонд, который может финансировать малый и средний бизнес. Есть банковские венчурные фонды. Есть вообще венчурные фонды, которые созданы независимыми инвесторами.

Центр франчайзинга открылся в Свердловской области.

В том числе. Франчайзи – это не столько инновация, сколько перенесение опыта. Тем не менее, это тоже часть поддержки.

За цифровизацию вы отвечаете?

Спрашивают с меня за цифровизацию, да.

Как она у нас идёт?

Свердловская область уникальна в этой части. У нас огромное количество компетенций. Есть разные предприятия с продуктами, которые можно применять хоть завтра, есть разные элементы того же «умного города», применяемые в разных городах и в разных территориях. Но вот как это всё увязать воедино и разработать единый стандарт? На стратегической сессии с главами муниципалитетов мы договорились, что они дадут предложения по формированию именно паспорта нового города, где будут описаны модели, которые город обязан иметь, чтобы считаться «умным».

После чего «включается» этот ум? Слово модное: у нас сейчас всё умное – остановки, поликлиники, города. Кнопочка есть – значит, умный.

Ум включается после рождения, если так говорить. На самом деле, элементы цифрового сопровождения присутствуют с первого момента, как только появляется некий электронный обмен информацией, то есть ускорение получения информации. Принимается решение, которое повышает качество принятия решений. Это уже элемент – я не люблю эпитет «умный», он из человеческой области – это элемент цифровизации экономики. Плюс, на мой взгляд, ключевым параметром «умного» города является участие населения в принятии стратегических решений для развития муниципалитета или отдельного района в большом городе.

Это уже коллективный разум.

Точно. Это самая ключевая задача «умного» города. Когда человек, который находится в базисе формирования всех решений, может сказать, насколько ему комфортно применять эту модель. Когда он пользуется программным комплексом «Умные горожане», когда он активно участвует в голосовании по развитию своей территории, когда он может оперативно дать информацию, как ходят автобусы, как принимает поликлиника, где формируются свалки, как в детском саду ребёнок воспитывается и. д.

Что мешает сделать это в полный рост в наш век цифровизации? Давайте запилим программки и пустим в работу.

Во-первых, очень много желающих эти программки запилить, как вы называете, а качество не очень высокое. Это первое. Надо же поднимать качество. Второе: мы активно население стимулируем к обратной связи, но люди как-то предпочитают больше во «вконтактах» общаться и обсуждать какие-то темы, и мы оттуда вылавливаем какие-то истории, чем заходить на сайт муниципалитета и туда писать. Нужно эти стереотипы преодолевать и говорить, что, информируя органы власти о какой-то проблеме, которая у тебя не решается, ты принимаешь участие в развитии и формировании качества принятия решений.

Получается прямая демократия.

Это же цель, она прямая – участие общества в принятии решений. А как по-другому? Если мы в этой части не будем взаимодействовать с обществом, то будем получать нерегулируемые общественные конфликты. Зачем нам это надо?

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00