Итоги недели: прозрачные лягушки из Красноуральска

Продолжаем подводить итоги недели. С биологической загадкой столкнулись ученые УрФУ. Из Красноуральска привезли необычных лягушек. Мутантами исследователи их называть не хотят, говорят – это просто природная аномалия. У одной квакушки – пальцев – больше положенного, у другой – прозрачный живот.

Тут и рентген не нужен. У этой лягушки работу внутренних органов можно наблюдать в режиме онлайн. Ее брюшко прозрачное. Это чудо природы зоологи из Уральского федерального университета нашли недалеко от Красноуральска. Ученые говорят, у лягушки отсутствует часть пигментов, отсюда такая аномалия. Владимир Вершинин, доктор биологических наук: «У нее отсутствует желтый пигмент. Радужная оболочка не окрашена, поэтому глаз выглядит черным. В норме радужка золотистая. Вот видно, брюшная сторона лишена пигмента. Она превращается в наглядное пособие. Не надо даже вскрывать животное».

Еще одну квакушка с изюминкой привезли уже мертвой. У этой лягушки в отличие от сородичей на один палец больше, причем на всех лапах. И есть еще лишние – на предплечьях. Дополнительные конечности расположены симметрично, что тоже своего рода аномалия, рассказывает ученый. Однако называть мутантом необычную находку он не спешит. Сначала нужно провести исследования. Владимир Вершинин: «Мы будем исследовать его путем просветления мягких тканей для того, чтобы полностью увидеть, как организованы все эти скелетные структуры необычные. Изучение таких форм расширяет наши представления об эволюции, эволюционном потенциале таксонов».

Причиной таких отклонений может быть что угодно, говорит специалист: гормональный сбой, перепады температуры, воздействие ультрафиолета и, конечно, плохие условия среды обитания. Впрочем, гипотезу, что чудо-амфибии появились в результате выбросов химзавода Красноуральска, Владимир Вершинин опровергает. Рассказывает: например, похожую прозрачную лягушку исследователи находили на реке Патрушихе лет 10 назад. Аномальные травяные лягушки, рассказывают ученые, живут и в Екатеринбурге. Правда, их тут мало. Почти за полвека обнаружили чуть больше сотни необычных особей. В основном встречаются отклонения в окраске, но есть и квакушки с укороченными лапками.

Как ни странно, аномалии рептилий были зафиксированы еще в XVIII веке. И все же природа не перестает удивлять. В 2004 году в Великобритании нашли жабу-мутанта. У нее было три головы и шесть лап. В Китае обнаружили змею со ступней, а из Мексиканского залива выловили причудливую рыбу-лягушку. Теперь в списке чудо-амфибий и уральские находки. Лягушка с прозрачным брюшком пока будет жить в лаборатории. Уже в сентябре ее представят мировому научному сообществу.

Яна Юмакаева