Итоги недели: охота за Чебаркульским метеоритом

В начале этой неделе уральские туристы смогли похвастаться находкой поистине космического масштаба: исследователи-любители нашли самый большой осколок Чебаркульского метеорита весом в два килограмма, причём в экспедицию они отправились по счастливой случайности и взяли с собой нашего корреспондента Станислава Чиглинцева.

Десять минут на сборы, короткий инструктаж – и в путь. Несмотря на 20-градусный мороз и пронизывающий ветер, участники экспедиции твердо поставили себе цель – найти фрагменты Чебаркульского метеорита. Всего на поиски выдвинулось около 40 туристов. Они прошли порядка 50 км. Исследователи разделились на четыре группы, у каждой – своя зона поисков. Эта экспедиция оказалась удачной: всего было найдено около 200 фрагментов болида.

Самый главный инструмент в поиске метеоритных осколков – это не сложные металлоискатели и научные приборы, а обычные бытовые магниты. С помощью отверстий в снегу учёные находят предположительное место падения осколка, а с помощью магнита находят железо, которого в Чебаркульском метеорите содержится около 20%.

К поиску метеоритных фрагментов присоединились и уральские дайверы. Любитель подводного плавания Игорь Котов решил проверить, можно ли увидеть на дне озера Чебаркуль обломки небесного тела. С помощью самодельного устройства (видеокамеры с подсветкой и отображающего монитора) дайвер исследовал озеро, опустив аппарат на глубину порядка 12 м, но ни воронки от падения метеорита, ни обломков он не нашёл. Скорее всего, они навсегда останутся под огромным слоем ила, – рассуждает дайвер. Зато вокруг огромной полыньи ему удалось обнаружить осколок метеорита величиной с рублевую монету: «Мы прошли от берега 2,5 км до места падения, просверлили лунку, опустили туда камеру и засняли целый сюжетик. На краю лунки в лед был вплавлен кусочек метеорита».

Все космические находки переданы в научный центр Уральского федерального университета. Здесь оказался и самый крупный из найденных осколков – он весит около двух килограммов! Ученые изучили состав фрагментов метеорита. В результате выяснилось, что главными минералами, из которых они состоят, являются силикаты оливин и ортопироксен. Это материалы, из которых состоит ядро планеты. Также в составе осколков метеорита присутствуют железо, никель, минералы и даже стекло. Найденные куски болида имеют огромное значение для реконструкции ранних этапов развития Солнечной системы, говорят исследователи. Изучая их, учёные смогут понять, как формируются планеты.

Между тем, в интернете полным ходом идёт продажа осколков космического гостя. Стоимость куска варьируется в промежутке 1 000 – 16 000 рублей. Учёные заявляют, что незаконный экспорт галактического мусора может помешать им исследовать происхождение метеорита. Навстречу исследователям готовы пойти законодатели. С инициативой о табу на вывоз частиц метеорита, столь ценных в научном мире, выступили члены Комитета Госдумы по науке. Эксперты предлагают внести осколки болида в список запрёщенных к вывозу предметов с территории России.

В то же время, по словам исследователей, главные находки ещё впереди: они считают, что самые крупные куски находятся в лесах Челябинской области. Если так – значит, экспедиции по поиску «небесных пришельцев» будут продолжаться.

Станислав Чиглинцев