Эксперт: плато по COVID-19 мы будем преодолевать ещё месяц-полтора

Общество

Про перспективы выхода из пандемии коронавируса, особенности заболевания и методы анализа в инфошоу «События. Итоги дня» на ОТВ рассказал эксперт лабораторной диагностики Александр Соловьёв.

О продолжительности плато

Примерно в конце мая наша область вышла на так называемое плато. Весь июнь мы находимся в стабильной ситуации высоких цифр заболеваемости. Они регистрируются ежедневно, снижения нет и, по всей видимости, ещё достаточное время не будет. Цифры по результатам серологического обследования в регионе озвучены в районе 5-7 %.

Мы видим, что там, где резко снижается заболеваемость (в Москве, в Нью-Йорке), доля населения с антителами к коронавирусу должна быть как минимум от 15 до 20 %. Нам нужно до этих цифр дойти, поэтому очевидно, что как минимум ближайший месяц-полтора мы будем проделывать этот путь плато.

О методах тестирования

У нас есть два метода тестирования. Это метод ПЦР – золотой стандарт – и он на сегодняшний день как был, так и остается единственным методом раннего подтверждения инфекции у человека, в том числе бессимптомных носителей. Второе – метод определения антител, он уже позволяет оценить реакцию организма на встречу с коронавирусом, на фазе выхода из болезни.

Компьютерная томография – это метод, помогающий определиться с тяжестью воспалительного процесса, с тем, нужна ли госпитализация. Это не означает, что всем подряд с клиникой ОРВИ надо бежать и делать КТ. Это только приведёт к перегрузке компьютерных томографов. По мере наблюдения за пациентами сейчас всё более и более приоритетными симптомами выявляются или течение болезни, либо какой-то сопутствующий фон. Например, возраст, наличие сопутствующей патологии, которые сужают круг людей, нуждающихся в более быстром проведении компьютерной томографии.

Об опасности коронавируса

На сегодняшний день в нашем представлении о коронавирусе уже понятно, что это не исключительно только клинически пневмония. Он вызывает целый каскад патологических изменений в организме, хроническое системное воспаление, реакции со стороны иммунной системы, которые иногда неадекватны, и они выливаются либо в цитокиновый шторм у тяжёлых больных, либо в аутоиммунные процессы. Соответственно, это определяет то, что после протекания пневмонии у части пациентов в дальнейшем ещё могут наблюдаться клинические симптомы и какие-то проявления недомогания.

Цитокиновый шторм – это ситуация, когда в организме клетками иммунной системы очень внезапно и резко выбрасываются различные воспалительные факторы, которые, по идее, должны бороться с вирусом. В данной ситуации их так много, что организм не может с этим справиться и это уже играет против организма. Это очень чревато последствиями.

Сейчас понятно, что при коронавирусе есть поражения внутренней оболочки сосудов – эндотелия, и это способствует нарушению свёртываемости крови, образованию тромбозов, венозных и артериальных. Это очень близко к кардиологической теме, потому что, если у человека есть атеросклероз, у него уже нарушен эндотелий. Один фактор накладывается на другой.

О последствиях COVID-19

Развитие воспалительных и аутоиммунных процессов настораживают нас относительно будущего пациентов, перенёсших коронавирус, и заставляют задумываться о мерах профилактики. Все эти меры должны быть сконцентрированы на поддержании этого воспаления и на предупреждении воздействия факторов, которые могут спровоцировать реакцию со стороны аутоиммунных реакций.

Понятно, что это повышенная инсоляция, потому что ультрафиолетовое излучение может спровоцировать васкулиты. Об этом говорит регистрация уже нескольких сотен случаев синдрома Кавасаки у детей в Европе, в том числе в жарких странах в период максимальной инсоляции. Даже если болезнь протекает бессимптомно, при повышенной инсоляции в последующем может быть спровоцирован аутоиммунный процесс в виде васкулитов, так что загорать надо с умом. Одно дело – в период неактивного солнца, и в тени можно тоже загорать, при умеренной облачности, но не находиться вот так вот открытыми весь день.

Сюда же относится и потребление алкоголя, излишков соли, солёных продуктов – всё это факторы, поддерживающие хроническое воспаление в организме. Необходимы определённые диетические меры, которые помогают человеку справиться с этим.

О больничном питании

Во-первых, в больницах всё-таки диетическая еда, и она не совсем та, к которой мы привыкли дома. Мы любим использовать пряности, блюда особого приготовления, а больничная еда – она из какого-то советского прошлого, вот такое ощущение для нас. С другой стороны, конечно же, больница ещё и в своих финансовых возможностях существует, и ей необходимо обеспечить баланс белков, калорий и так далее. То, что питание не соответствует вкусу, не делает её плохой.

Об образе жизни после коронавируса

С моей точки зрения коронавирус – это такой аспект, который в очередной раз должен заставить нас задуматься о подходе к собственному здоровью. Это шанс изменить немного свою жизнь и ввести правильные элементы в свою диету, не употреблять транс-жиры, тяжёлые жиры, есть картофель фри и чипсы, сколько ты хочешь. То есть это меры, которые всегда полезны были, а в данной ситуации перенёсшим COVID-19 их нужно придерживаться особо строго.

О похожести COVID-19 и других ОРВИ

Да, действительно, симптомы ОРВИ и симптомы инфицирования коронавирусом очень схожи в самом начале. Есть разные вариации: повышение температуры, заложенность носа, слабость, мышечные боли, першение в горле, через какое-то время – потеря обоняния у значительной части пациентов, изменение вкуса вплоть до потери. Всё это присутствует в той или иной степени при любых других ОРВИ. К потере обоняния отдельное отношение. Всё-таки он более специфичен сейчас к коронавирусной инфекции.

О режиме ограничений и личной ответственности

На мой взгляд, у нас нет таких строгих мер самоизоляции, которых бы придерживались люди. Мы нарушаем самоизоляцию, мы собираемся крупными группами, молодежь кучкуется по вечерам очень активно на набережной и так далее. Мы не самодистанцируемся так, как надо было бы это делать. То же самое в масочном режиме.

Понятно, что есть психологические аспекты, связанные с тем, что надо было держаться – мы держались, а сейчас лето, и вроде бы как-то мы все ослабли, но на самом-то деле опасность никуда не ушла, и поэтому мы имеем то, что имеем. От личной ответственности в этом вопросе зависит очень многое.

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00