Итоги недели: космический праздник в Екатеринбурге

Общество

На этой неделе, 12 апреля, исполнилось 56 лет с того момента, как Юрий Гагарин впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. На Урале, который к космосу имеет не последнее отношение, праздник отметили широко.

В настоящий космодром превратился центр города. На Плотинке можно было встретить людей в скафандрах, увидеть запуск ракет и стать ближе... к звездам. Юлия Чичерина прошлась по улице вместе с губернатором Евгением Куйвашевым и главой Екатеринбурга Александром Якобом, после чего отыграла концерт бесплатный для всех людей, что собрались в Историческом сквере.

Эта песня о том самом полете, что совершил революцию в мире, причем в самом широком – вселенском – масштабе. Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» впервые облетел планету в 1961 году. Чтобы преодолеть 40 тысяч километров, которые воспела Чичерина, ему понадобился 1 час и 48 минут. Что такое сегодня космос для тех, за кем будущее России? Фантастическое развлечение.

Максим Салеев, житель Екатеринбурга: «Мне нравится, что там невесомость, там можно попрыгать, из тюбиков еда эта вкусная».

Свердловская область всегда была прочно связана с космосом. На Среднем Урале собирали части первого спутника Земли, готовили группы спасателей для встречи космонавтов, в том числе Юрия Гагарина, до сих пор разрабатывают двигатели для ракет. Орбитальный комплекс «Мир», шаттл «Буран» и корабли «Союз» изготавливают специалисты нижнесалдинского предприятия «НИИМАШ».

Микрушка – так ласково инженеры-испытатели называют ракетный двигатель малой тяги. Он весит меньше трёх килограммов, но, чтобы стать частью космического корабля, должен доказать свою сверхпрочность.

Игорь Дудин, инженер научно-испытательного комплекса НИИ машиностроения: «Будет проводиться огонь, для проведения огня – нам нужно провести опрессовку. Другими словами, это испытание давлением для контроля герметичности изделия и камеры сгорания. Если у нас будет негерметична камера сгорания, мы даже не начнем испытания».

Во время опрессовки на этот с виду небольшой двигатель давят сразу 20 атмосфер. После его помещают в газо-инжекторную установку. Здесь испытатели, в буквальном смысле, дают «микрушке» жару.

Владислав Либанов, начальник научно-испытательного комплекса НИИ машиностроения: «Ну, вот вы видите на экране монитора запуск изделия. В случае, если мы получаем соответствие техническим условиям на данное изделие параметры, это изделие считается годным».
Валерий Спиридонов, начальник управления по подготовке и проведению испытаний НИИ машиностроения: «Нельзя с ними церемониться, почему, потому что... Эти аппараты, в конце концов, отвечают за жизнь экипажа, который должен вернуться с орбиты, прежде всего. Поэтому подход особый к этому всему».

Испытание огнем проводят в отдельном комплексе – в 30 километрах от института машиностроения. Как ни странно, именно здесь начинается история «НИИМАШ». В 60-е тут не производили, а лишь испытывали ракетные двигатели, причём большой тяги.

«Вот этот вот двигатель, это – первое изделие, которое было испытано – ракетный двигатель – на наших стендах, но двигатель был не наш».

Теперь это лишь музейный раритет, рассказывает главный конструктор Сергей Булдашёв. С 1969 -го года в «НИИМАШ» начали выпускать двигатели малой тяги. У инженеров стояла задача создать агрегат, который годами сможет работать в космосе.

Сергей Булдашев, заместитель директора по научно-исследовательской работе, главный конструктор НИИ машиностроения: «Началось это восемь месяцев, десять, сейчас это доведено уже до 15 лет. 15 лет в космосе двигатель работает, без ремонта, без замены, без ничего».

Двигатели малой тяги помогают космическому кораблю маневрировать в открытом космосе. Ключевой элемент полета – стыковка: важно доставить новый экипаж на МКС.

За все время работы институт машиностроения выпустил почти 16 тысяч микродвигателей, которые показали себя в космосе. Свердловские агрегаты установлены на кораблях «Союз», «Буран», они же регулируют положение МКС на орбите.

Сейчас производство в «НИИМАШ» – на потоке. Есть и секретные проекты. Поэтому вход во многие цеха закрыт. Журналистам согласились показать ещё один испытательный блок.

Усиленная вибрация имитирует взлёт ракеты. А ударный стенд – стыковку. В этом блоке работает старейший испытатель института – Валентина Присташ. В свои 67 она ловко орудует отверткой, закрепляя болты на баке с ксеноном

Валентина Присташ, испытатель специальных изделий НИИ машиностроения: «Космос и космическая отрасль, что значат… сроднились? Это наше будущее и детей, наших, внуков – вот это всё наше».

Люди – главная гордость института – считает руководство предприятия. В 60-е сюда приехали молодые инженеры со всего Союза, сейчас здесь работают целые династии. Новое поколение уже сегодня создает задел для дальнейших достижений. Специалисты «НИИМАШ» также готовы взяться за проекты, которые пока кажутся фантастическими. Полёт человека к другим планетам. Возможно, именно свердловские микродвигатели доставят летательный аппарат к орбите спутнику Марса – Фобосу. Там, считают учёные, может зародиться жизнь.

Яна Юмакаева

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00