Итоги недели: рассекреченные материалы об уральских танках

Общество

Век в железном строю. В год столетия отечественного танкостроения Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения передало Нижнему Тагилу документы, которые много лет хранились под грифом совершенно секретно. Анастасия Кондрашова увидела их одной из первых.

«Вот, стоял гриф "секретно". А сейчас, вы видите, здесь штамп "рассекречено"».

Под грифом «совершенно секретно» все эти документы хранились несколько десятилетий. На страницах – чертежи и данные, которые не должны были оказаться в руках противника. Здесь, например, отчет об испытаниях легендарного Т-34 и его модификаций, сделанных еще до начала Великой Отечественной войны.

Ольга Гурская, главный хранитель выставочного комплекса АО "Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»: «Вместо пулемета на корпусе был установлен огнемет. Танк во время боя мог обстреливать противников из огнемета. И такой столб огня вылетал протяженностью от 60 до 100 метров. Это было страшное оружие».

25 томов, теперь уже рассекреченных, в музей передали сотрудники Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения. Самые ранние документы датированы тридцатыми годами прошлого века. Вот, например, об испытаниях первого советского тяжелого танка Т-35:

«Здесь представлены отчеты по испытаниям еще довоенного танка Т-35. Он был разработан в начале 30-х годов КБ Ленинградского завода, выпускался в Харькове».

Его называли парадным мамонтом Сталина. На фото 50-тонного гиганта испытывают не только огнем, но и водой, и грязью. Т-35 форсирует реки, преодолевает непроходимые рвы и курганы. Однако в бою из-за неповоротливости и размеров танк нередко становился трофеем противника. Куда легче и маневренней был Т-34. Танком Победы Т-34 становится именно здесь, на Урале. Осенью 1941 года в Нижний Тагил эвакуировали 12 предприятий. Именно здесь впервые в мире производство танков поставили на поток. Отсюда из рабочих цехов боевые машины отправлялись прямиком на фронт. Уральский танковый завод № 183, созданный на базе эвакуированных, считался крупнейшим в мире. В годы войны с его конвейера сошло ровно 25 914 боевых машин. Это больше, чем на всех вместе взятых оборонных предприятиях Третьего рейха. За сутки в Нижнем Тагиле производили 30 танков:

«За основу взят был конвейер вагоносборочного цеха, существовавшего на Уралвагонзаводе еще в 30-е годы. Все боевые машины выстраиваются в 35 позиций. На каждой позиции происходит сборка определенного узла танка. Конвейер автоматически передвигался каждые 30-40 минут с позиции на позицию».

Сам процесс сборки «тридцатьчетверок» при этом значительно упростился. Освоить это дело могли даже школьники. Силами работников конструкторского бюро и обычных заводчан Т-34 становится легендой Второй мировой войны. Именно здесь, в Тагиле, его броня стала крепка.

Ольга Гурская, главный хранитель выставочного комплекса АО "Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»: «В первую очередь была увеличена мощность орудия с 76-миллиметровой пушки до 85-миллиметровой пушки. Усилена лобовая броня корпуса и башни танка. Установлена была пятискоростная коробка передач. Была увеличена подвижность танка Т-34. Все эти основные характеристики позволили Т-34 соперничать с тяжелыми немецкими танками».

После войны конструкторский отдел остался на уральском заводе. Спустя 80 лет здесь по-прежнему работает танковый конвейер, но теперь он единственный в стране. С него сошли знаменитые Т-54, Т-72, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый танк современности, летающий Т-90 и, конечно, бронированный щит современной Российской армии «Армата»:

«Только сейчас можно узнать, что происходило в конструкторских отделах, как эти машины создавались, дорабатывались, совершенствовались, какие серьезные изменения вносились».

Все эти документы станут главными экспонатами на выставке, посвященной 100-летию отечественного танкостроения. Ее в Нижнем Тагиле теперь уже откроют только после окончания пандемии. Увидеть легендарный Т-34 можно будет уже совсем скоро – на параде, который состоится 24 июня. Танк Победы, по традиции, пройдет во главе железного строя.

Анастасия Кондрашова

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00