Итоги недели: байк-пробег по Самоцветному кольцу Урала

Общество

Ни гроза, ни ураганы, ни сильные дожди не сломили байкеров. Они осуществили задуманное, проехав больше тысячи км по Уралу. Это была не просто увеселительная поездка. Участники взяли на себя важную миссию – рассказать о новом туристическом маршруте «Самоцветное кольцо Урала». Вместе с байкерами и рок-музыкантами в путешествие отправилась и наша съемочная группа.

Сумки собраны, флаги закреплены, баки заполнены – под рев моторов колонна выдвигается из Екатеринбурга. Впереди у байкеров, музыкантов и журналистов – сотни километров, десятки населенных пунктов. За шесть дней предстоит проехать целый туристический маршрут – Самоцветное кольцо Урала.

Первая остановка меньше чем через два часа. В Невьянске байкеры осматривают город с высоты птичьего полета – поднявшись на верхний ярус наклонной башни. С ней связано множество тайн и легенд, но есть и научно подтвержденные факты, способные удивить не меньше. Например, на Невьянской башне установлен один из первых в мире громоотводов – на молниеприемнике эксперты насчитали более 150 попаданий молний. Поражает и слуховая комната – люди могут слышать друг друга, стоя в противоположных углах, но в центре помещения сохраняется тишина.

Алла Артишевская, байкер, участница пробега по Самоцветному кольцу Урала: «Я, честно говоря, в шоке. Я думала, это какая-то неправда или байка, легенда. На самом деле звук шел как будто из стены. Я была удивлена».

Уникальное явление получило название «шепчущая галерея». Невьянская башня – одно из немногих строений, где можно испытать такой эффект. Аналогичное явление можно встретить, например, в Храме гроба Господня в Иерусалиме, в индийском Тадж-Махале и возле Стены шепота в китайском Храме Неба.

На самом верхнем ярусе Невьянской башни расположено то, из-за чего каждый посетитель стремится сюда вернуться. По словам экскурсоводов, если встать под этот колокол, взяться за язык и, сосредоточившись, загадать желание – оно обязательно сбудется.

Для тех, кто живет в Невьянске, интересней поближе рассмотреть мотоциклы – вдоль припаркованной техники люди прогуливаются, будто в музее. Макар Соловьев, житель Невьянска: «Тут красивые байки, мне больше понравился вот этот байк, потому что такой насыщенный цвет».

Из Невьянска колонна отправляется в Нижний Тагил. Несмотря на проливной дождь, байкеры все-таки поднялись на Лисью гору, а после отправились в музей Подносного промысла. Он известен благодаря династии Худояровых. Именно эти мастера сделали узнаваемой роспись, добавив в нее так называемую «тагильскую розу» – цветок, нарисованный двумя красками.

Нижнетагильские подносы художников Худояровых славятся и своим покрытием. Современные ученые пытались проанализировать состав лака, и выяснилось, что в него входит спирт и смола тропических деревьев, но вот точный рецепт выяснить до сих пор так и не удалось.

Олег Универсал, музыкант, участник пробега по Самоцветному кольцу Урала: «Я приехал из Украины, и мы тут походили, конечно, посмотрели работы, которые тут делали люди, и мы нашли несколько подносов, которые делали у нас на Украине, у наших соседей, мы их узнали. Поэтому удивительно: мир тесен и кругл».

Следующая точка в маршруте байк-пробега – Висим. Точнее, расположенная неподалеку мараловая ферма. Это яркий пример так называемого «сельского туризма». Под открытым небом живут десятки животных: два вида оленей, лошади, кролики, мини-пиги, страусы и даже низкорослые, но длинношерстные якутские коровы.

По словам местных сотрудников, посещение таких мест – отличный способ психологической разгрузки. Всех животных здесь разрешают кормить, поэтому даже дикие животные, например, олени – совсем ручные. Антонина Прокошина, байкер, участница пробега по Самоцветному кольцу Урала: «Очень, очень круто, хорошо, что есть такие места, где приходишь, и там много-много всего, и рядом с тобой, и это не зоопарк – можно потрогать – вот он рядом с тобой бегает. Больше всего мне рога понравились у оленей, я узнала, что они мохнатые».

По словам организаторов пробега, Самоцветное кольцо Урала – уникальный маршрут прежде всего потому, что здесь расположены не только исторические достопримечательности. У туристов есть возможность пообщаться с современными уральскими мастерами. Например, в гости к Виталию Черепанову уже давно приезжают совсем незнакомые люди, но жителю Висима – это только в радость. Ведь именно для зрителей за 12 лет он превратил свой дом в настоящий музей изобразительного искусства. Виталий Черепанов, житель Висима: «Кто-то там у маралов побывает, они посылают сюда, кто-то в музее – едут, мы в окно смотрим – остановился, пожалуйста. Я для этого и делаю, чтоб людям интересно было. Я люблю, чтоб было все красиво, чтоб было необычно – это моя болезнь».

Во дворе поселились сказочные персонажи, на грядках растет огромная клубника и репка. За домом притаилась баба Яга. Сам Виталий Черепанов уже строит планы на будущее и планирует украшать дом и дальше, а значит, ждет всех в гости.

Висим поразил участников пробега гостеприимством. Несмотря на проливной дождь, местные жители пришли на главную площадь, чтобы поприветствовать байкеров и музыкантов. Встреча была недолгой – впереди еще несколько городов и три дня путешествия, поэтому колонна перемещается в Реж.

Вечером здесь проходит концерт. За время пробега их было пять. В каждом городе на сцену вышли как местные исполнители, так и хедлайнеры фестиваля «Старый Новый Рок» – украинский музыкант Олег Универсал и группы «ТОП» и «Мордор».

В Алапаевске байкеры меняют железных коней на железнодорожный вагон. Впереди путешествие на знаменитой алапаевской узкоколейке. Ширина колеи всего 750 мм, вагоны маленькие и не совсем комфортные. Тем не менее, узкоколейка по-прежнему пользуется спросом. Для некоторых населенных пунктов – это единственный способ связаться с большой землей. Сегодня протяженность алапаевской узкоколейки 174 км, и она является самой длинной в России.

Алапаевская узкоколейка была создана для связи между цехами металлургического завода. Сегодня по узкоколейке возят лес, пассажирский поезд ходит четыре раза в месяц, но этот рейс – особенный и в вагоне нет свободных мест.

Скучать в дороге не приходится: хоть дорога и длится меньше часа, байкеры успевают смастерить обереги – они должны принести удачу в дороге. Удача действительно нужна. Несколько мотоциклов сошли с дистанции: из-за сильных дождей не выдерживает электроника. Тем не менее байкеры не сдаются и добираются до деревни Коптелово. Здесь погода наконец-то сменила гнев на милость, зонты и дождевики убрали в багаж. В Коптелово байкеры отправились в гости к бабе Кате – это туристическая достопримечательность деревни: изба, построенная в исконно русском стиле более 400 лет назад.

Колодец – одна из главных загадок избы бабы Кати. Никто до сих пор не может понять, как сюда поднимается вода, ведь и колодец, и дом построены на пригорке, а воду всегда зачерпывали, даже не нагибаясь.

Первозданный интерьер избы бабы Кати отлично сохранился, здесь можно увидеть старинную мебель, посуду, даже бытовую технику, например утюг, которым крестьяне гладили платья и рубахи. Байкер Владимир Пашкин решил отутюжить старинным утюгом свою бандану.

Коптелово известно и местным музеем народного быта. Впрочем, посетить его советуют не только ради экспозиции, а ради экскурсовода. Почти часовая лекция Леонида Русакова пролетает, как один миг. Экскурсанты, будто на экзамене ищут ответы на вопросы.

Байкеры не просто путешествуют по просторам Свердловской области, они занимаются пропагандой нового туристического маршрута – Самоцветное кольцо Урала. К тому же по пути совершают добрые дела: в Алапаевске местной секции картинга подарили автомобиль.

На четвертый день путешествия колонна добирается до мотоциклетной столицы Урала – Ирбита. Здесь находится знаменитый мотодом и музей истории мотоциклов. Артем Киндышев, байкер, участник пробега по Самоцветному кольцу Урала: «Я с семи лет мечтал об Урале, соответственно с семи лет мечтал попасть на Урал, в Ирбит, спустя 20 лет – мечты сбываются, я там наконец-то оказался».

В мотодоме туристы осматривают технику. Некоторые из экспонатов удивляют даже бывалых байкеров. Это кастом-байки – выставочные образцы, больше похожие на арт-инсталляцию, чем на средство передвижения.

В Ирбите участники пробега встречаются с Владимиром Шахриным. Рок-музыкант тоже в путешествии по области – работает над фильмом «Байки земли Уральской». Премьера намечена на осень, но авторов уже переполняют впечатления. Владимир Шахрин, лидер группы «Чайф», автор фильма «Байки земли Уральской»: «Я, например, не знал, что Демидов не употреблял алкоголь, не пил, всячески с этим боролся, медали делал за пьянство, 6,5 кг, которые вешали пьяницам на шею, которые он не имел права снимать, пока сам вслух не скажет, что с пьянством боролся. Но в чем смысл: с этой медалью вроде бы позор, но в кабаках наливали бесплатно».

Пока байкеры осматривают туристические достопримечательности, мы знакомимся с байк-культурой. Здесь каждый мотоцикл – произведение искусства. Дело не в том, чтобы украсить технику – каждая деталь имеет свой особенный смысл. Олег Рассанов, байкер, участник пробега по Самоцветному кольцу Урала: «Кто понимает, стараются черепа какие-то одеть, куда-то там наклеить, нашить – это как оберег, что ли. Смерть, как говорят, приходит, смотрит, что череп уже есть, значит, здесь уже была – его уже не трогает. Такая легенда».

Этот байк-поход был действительно насыщенным. Финальными точками пробега по Самоцветному кольцу Урала стали город Талица и расположенное неподалеку село Бутка.

Байкеры и рок-музыканты здесь долгожданные гости – за движением колонны местные жители следили: читали газеты и смотрели новости. Поэтому в Талице участников пробега не просто встречают хлебом и солью, но даже затягивают в хоровод.

Село Бутка – родина первого президента России Бориса Ельцина. Здесь когда-то жили его родители, а уже позже, Ельцин регулярно приезжал на малую Родину и помогал родному селу, вспоминают местные жители. Евгения Евсина, жительница села Бутка: «Когда он уже был президентом, такое сложное время, и перестройка, и все на свете, и все закрывалось, он выделял нам 30 миллионов. 10 миллионов получила Буткинская школа, 10 миллионов было выделено церкви и 10 миллионов больнице».

Сегодня имя Бориса Ельцина – туристический бренд села. Одной из главных улиц присвоили имя первого президента, здесь же размещена мемориальная доска. Евгений Горенбург, лидер группы «ТОП», участник пробега по Самоцветному кольцу Урала: «Я давно хотел сюда приехать, поскольку хотел почувствовать энергетику этого места, и действительно это энергетически несколько другое место».

Для того, чтобы сделать отдаленный и труднодоступный район привлекательным для туристов, еще нужно поработать. С этим согласны и в администрации муниципалитета. Александр Толкачев, глава Талицкого городского округа: «Сегодня достаточно много людей едет, но группы настолько неорганизованные. Большие проблемы по общепиту. Если где-то качество, то цены как в Екатеринбурге, если это не качество, то люди уже опасаются».

Ограничиваться экскурсиями байкеры не стали – в качестве благодарности всех желающих прокатили с ветерком. Маргарита Захарова, жительница села Бутка: «Скорость, ветер, это просто не описать, это надо самой прокатиться».

Обратно в Талицу байкеры отправляются уже под вечер, мы решили воспользоваться хорошей погодой и присоединяемся, сменив наш журналистский автобус на байк.

Уставшие, но счастливые – в Екатеринбург участники байк-рок-пробега приехали около часа дня. Путешествие завершилось, есть минутка, чтобы поделиться впечатлениями. Юрий Шаров, байкер: «Поездка на самом деле непростая, потому что погодные условия в самом начале, три дня дождя свой отпечаток наложили, но в целом она удалась. Замечательные люди, замечательная программа».

1200 километров проехали байкеры за эти шесть дней. Сегодня самая приятная часть пробега – долгожданное возвращение домой. В память о мероприятии всем участникам вручили специальные шевроны, один из них достался и съемочной группе «Областного телевидения».

Даже завершив пробег, байкеры не прощаются. Многие из них встречаются снова – на берегу Белоярского водохранилища, где проходит фестиваль «Старый Новый рок». Только в первый день на сцену вышли более двух десятков групп. Это и начинающие исполнители, и уже знакомы участникам пробега Олег Универсал и группа «Мордор», и один из главных хедлайнеров – группа ДДТ.

Байк-пробег завершен, но для тех, кто загорелся идеей повторить непростой маршрут – организаторы заявляют: опыт этого года учтут, и возможно, в следующем году байк-пробег стартует во второй раз.

Юлия Воронина

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00