Итоги недели: спецрепортаж «Звездная жизнь» ко Дню космонавтики

Общество

Накануне Дня космонавтики наш корреспондент Алена Кононова отправилась в Звездный городок и увидела, как сегодня готовят космонавтов со всего мира. Узнала подробности экспедиции на Марс, попробовала сама тушить пожар на космическом корабле, выяснила, зачем космонавты привязывают себя к кровати и почему не держат стеклянную посуду.

Нас не берут в космонавты: не сдали экзамен на ручной спуск в тренажере корабля «Союз». Пожар возник из-за большого количества кислорода – не уследили. Но даже успешное приземление не гарантирует теплой встречи. Сергей Васенин, ведущий инженер: «Открыв этот люк, можно выйти наружу, где ждет наш спасательная бригада, если мы штатно приземляемся. Если нештатно – выходим и пытаемся выжить: можно хоть в тайгу, хоть в воду, хоть в пустыню сесть».

Мы находимся в центре подготовки космонавтов, а это «Союз» – единственный корабль в мире, который доставляет летчиков на орбиту. Поэтому в подмосковном Звездном и россияне, и американцы, и японцы проходят тренировки. Космонавт Евгений Тарелкин, который половину прошлого года провел на МКС, сотни раз управлял тренажером, но ощущения полета были, мягко сказать, неожиданными: «Человек слышит по радио – первая отошла ступень, вторая, третья, и все. Я тоже только слышал на тренажере. Когда третья ступень отходит – это как будто огромной кувалдой дали под задницу, и ты повисаешь на ремнях. Мы все первый раз летели; единственно – у нас американец, но он на шаттле летал, там другие ощущения. Мы – глаза вот такие – висим, думаем, может, падаем уже, но потом понимаешь, что все нормально, это просто ступень так отделяется. После этого пинка под зад начинается невесомость».

Невесомость, рассказывает Евгений, начинается и раньше – во время подготовки к полету в гидролаборатории. Иван Иванович ждет команды: к погружению готов, осталось положить в скафандр еще несколько порций наполнителя. Наполнители и датчики в этом манекене позволят проверить систему жизнеобеспечения и подскажут, как будет себя чувствовать в воде реальный космонавт.

Гидролаборатория – как маленький космос. Наблюдать за тренировкой космонавтам можно сквозь специальные иллюминаторы. Вода здесь проходит несколько степеней очистки, а для комфорта космонавтов ее еще и нагревают до 28 градусов.

Подводные тренировки на 95 процентов моделируют то, что будет происходить в открытом космосе: вода имитирует невесомость. В подобных условиях бортинженерам придется подключать лабораторный модуль к МКС. Чтобы протянуть электрический кабель, уйдет шесть часов. Валерий Несмеянов, инструктор космических экипажей гидролаборатории по выходу в открытый космос: «Это тяжелейшая задача протягивания кабеля – это одна из самых тяжелых задач. Потому что это происходит в невесомости, это очень тяжело. Это не кабель, который раскручиваем здесь на улице и закапываем в землю. Это кабель на катушке нужно доставить к месту, все это делается в тяжелейших скафандрах, где одно сжатие перчатки – это 16 кг, понимаете?»

В условиях невесомости у космонавтов появляется банальное желание – посидеть на стуле, почувствовать то самое земное притяжение. Но на МКС обходятся лишь имитацией. Евгений Тарелкин: «Я, допустим, делал как – в своей каюте натягивал резинки, и когда совсем хочется почувствовать такую тяжесть, я лицо под резинки подсовывал – вроде как нормально. Единственная проблема – когда просыпаешься, у тебя эти резинки так остаются и сразу понятно, кто спал, как в гравитации».

Гравитации не хватает даже орехам: они будто живут своей жизнью. В невесомости главное правило во время обеда: не накроши. А вот на орбитальной станции «Мир» система была проста. Тренажер орбитального комплекса «Мир» сейчас не используется, но посмотреть, в каких условиях жили космонавты, можно. Например, спальная кабинка – здесь была дверь, а еще человека дополнительно фиксировали. В ящиках стола находилось все самое необходимое – например, пакет с салфетками и ложка».

Консервы из кролика, говядина тушеная с красным перцем – ассортимент почти как в обычном магазине, а вот цены – заоблачные: баночка стоит около 800 рублей. Космонавту на выбор предлагают 16 основных блюд, которыми он будет питаться на протяжении всего полета. Но спустившись с небес на Землю, рассказывает Евгений Тарелкин – хочется не только поесть привычных пельменей но и побить посуду.

Евгений Тарелкин, бортинженер космического корабля «Союз ТМА-06М»: «В невесомости кушаешь что-то – вилку взял, ее повесил, отвернулся – она висит. Почему говорят, что космонавту в первые дни нельзя стеклянный стакан давать или кружку, потому что остается это в памяти – ты постоянно держишь кружку или рюмку, постоянно хочется ее отпустить, все это падает».

Сейчас в Звездном живет около 7000 человек, которые связаны с космонавтикой и точно знают эту традицию. Пока в банки мирно капает березовый сок, в песочнице копошатся будущие космонавты, хотя у маленького Олега Шинкоренко мечта более приземленная. Олег Шинкоренко, житель Звездного: «Я вообще хочу стать футболистом: в космос, я думаю, опасно – упаду с ракеты и все».

У мамы Олега другие заботы: говорит, в закрытом городе мало магазинов. Инна Шинкоренко, жительница Звездного: «Только жители Звёздного городка имеют право, из-за этого очень сложно открыть здесь магазин. Сторонний человек не придет, не откроет. Это по закону так».

В центре города находится Дом космонавтов. Здесь в музее имени Юрия Гагарина к каждому экспонату относятся как к святыне. Самый знаменитый космонавт планеты сам провел здесь первую экскурсию. Тут же 45 лет назад восстановили рабочий кабинет Юрия Гагарина. Никаких излишеств: карта, письменный стол и телефоны: один – для прямой связи с Москвой.

Памятник Юрию Гагарину появился в центре звездного через десять лет после легендарного полета. Первого космонавта планеты не стали облачать в скафандр, а изобразили обычным человеком, правда, добавив одну очень важную для жены Юрия Алексеевича деталь – ромашку в руке. Космонавт всегда дарил супруге полевые цветы. Он был не только первым на орбите, но любящим мужем и патриотом страны, которая подарила ему возможность взглянуть на Землю по-новому.

Если полвека назад полет на орбиту был больше, чем чудом, сейчас полеты космонавтов стали регулярными, а эта профессия, кажется, воспринимается менее трепетно: очередной полет, очередная стыковка и планы по освоению космического пространства. Евгений Тарелкин стал одним из первых участников эксперимента по подготовке к полеты на Красную планету. Евгений Тарелкин, бортинженер космического корабля «Союз ТМА-06М»: «Так как в основном пребывание в полгода на орбите совпадает с полетом на Марс в одну сторону. С возможным полетом и с нас как раз начали проверять испытывать возможность по работоспособности человека по прилету на Марс. В принципе, если осуществится этот полет на Марс, людям придется там пахать, потому что там строить нужно будет».

Накануне дня космонавтики вице-премьер России Дмитрий Рогозин назвал главными задачами российской космонавтики освоение и колонизацию Луны и полеты на Марс: переход от космического романтизма к земному прагматизму начался.

Алена Кононова

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00