«Кушать продано»: реальная цена «быстрой еды»

Общество

Перекус на бегу, еда из уличного трейлера и стакан кофе – быстро, сытно, недорого. Конечно, о пользе, а точнее бесполезности такой еды, много говорят. Но кто из нас хоть раз не искушался, глядя на аппетитные прилавки? А что происходит внутри этих маленьких трейлеров?

Наш корреспондент устраивается на работу помощником повара в известную в Екатеринбурге фастфуд-сеть «Doner Kebab» и «Блинко». Как оказалось, это не сложнее, чем купить хот-дог. Собеседование проводят прямо из-за прилавка. Вот так просто, без опыта работы и медицинских справок.

Уже на следующий день – обучение профессии повара-кассира в уличном трейлере. Покупателям здесь предлагают стандартный набор: шаурма с разными начинками, кофе, чай. В вагончике по соседству – блины с начинкой на любой вкус. В первый же день меня знакомят с правилами местной кухни. Основное – ничего не выбрасываем. «Есть такое слово “ротация”. Первый пришел – первый ушел. То есть те продукты, которые у тебя первыми пришли, они в первую очередь уходят».

Позавтракать здесь удастся, скорее всего, лишь продуктами не первой свежести. У Роспотребнадзора к уличным трейлерам свои вопросы: «Недостаточный набор санитарной одежды. Не соблюдены требования, касающиеся головного убора: волосы свисают. Также хранение личных вещей и средств, которые используются для санитарной обработки, рядом с приготовлением продуктов питания. Это недопустимо».

Бутылки с питьевой водой хранятся по соседству с уличной обувью продавца, тесто разливают из ведра, поставив его на пол. Тем не менее, у таких трейлеров почти всегда есть круг постоянных покупателей. Случайному клиенту легко заблудиться в меню. Особенно, когда с витрины на тебя призывно смотрит объявление с фотографиями «хитов продаж». Как оказалось, это метод продвижения неходовых продуктовых новинок. «Почему написано, что "Царский блин" и "Блин с паштетом" – хиты продаж? Они реально хиты продаж?» «Ну, они сделали, знаешь, чтоб на подсознание влияло. Типа новинка, но продвигается как хит продаж».

Это лишь один из способов продвижения готовой еды, причем самый простой. В арсенале у маркетологов и рекламщиков целый набор хитростей. Красивая упаковка – главный способ привлечения клиентов. Александра Полякова: «Пельмени вообще снимают без мяса внутри».

Дмитрий и Александра Полякова – фотографы. Основной профиль – предметная съемка, в том числе и продуктов питания. Фудстилист – эта профессия становится все более популярной. Правда, в Екатеринбурге мастерству приготовления фотоблюд еще учатся методом проб и ошибок.

Обычный салат выкладывают с ювелирной точностью. Тщательно отстроенное освещение, капелька обычного растительного масла, и у зрителя текут слюнки при одном только взгляде на блюдо. Дмитрий Поляков: «Когда на продуктах больше бликов, они вызывают больший аппетит». Вместо обычного льда – акриловый, даже манящие капельки испарины на стакане – и то фикция. Дмитрий Поляков: «Это обычный глицерин, который можно купить в любой аптеке, только в отличие от воды он имеет другую консистенцию, он не стекает по стеклу, как вода, и держится на поверхности вплоть до нескольких дней».

Доступность быстрой еды на деле тоже оказывается иллюзией. Нехитрая математика: один блин без начинки стоит 19 рублей, и это еще специальная цена, по окончанию акции он и вовсе подорожает до 29. При этом литр теста стоит всего 38 рублей. «Два блина продал, литр теста оправдал». Средний чек за обед в подобном трейлере от 150 до 500 рублей. Учитывая относительную свежесть продуктов и соблюдение чистоты, удовольствие сомнительное. Хотя, что удивительно, клиенты не жалуются, заявляют руководители фастфуд сети.

Сегодня в Екатеринбурге работают сотни подобных трейлеров, где продают еду. Причем получать разрешение на открытие такого уличного кафе совсем не обязательно. Выходит, вновь потребитель вынужден полагаться лишь на собственную интуицию и сознательность. Роспотребнадзор узнает об этих уличных кафе лишь из обращений недовольных покупателей.

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00