На передовой: специальный репортаж ОТВ о работе сапёров

Общество

Пока на посту мирно дремлет рыжий «Богомол», Екатеринбург может спать спокойно: он почти супергерой. На вооружении у саперов он больше десяти лет. Готов работать круглые сутки на расстоянии 50 метров от взрывоопасного предмета. И это второй комплекс, который поступил в «Урал-Вымпел».

Первый героически погиб в 2007 году, спасая человеческие жизни. Тогда бомбу заложили под машину в самом центре Екатеринбурга, она могла сработать от любого прикосновения.

Ни одному саперу не под силу справиться с такой задачей. Но Рыжий – смог. Даже в мирное время терять сноровку нельзя, поэтому сегодня – тренировка в обычном коридоре. Такой боевой товарищ хорош, если знаешь к нему подход.

Александр Шишкин, взрывотехник службы взрывобезопасности «Урал-Вымпел»: «Я могу находиться за стеной, куда позволяет мне кабель. И у меня есть монитор, который позволяет всё делать. У него есть три камеры – на схвате, на движении. У меня есть джойстики манипулятора, при движении используются они. Для подъема на лесенки или препятствия – другой джойстик. Мне удобно».

Робототехнический комплекс собрали на Урале по эскизам Валерия Архипова. Его работа на самом деле опасна и трудна. На его счету – 27 тысяч случаев разминирования. И это механизмы, которые несли реальную смертельную угрозу. Сотрудники «Урал-Вымпел» говорят, у них бывает до тысячи выездов в год, то есть как минимум трижды в день без выходных.

За 23 года работы в Екатеринбурге реальную угрозу человеку несли 19 тысяч взрывоопасных предметов, из них более 200 самодельных бомб, и все они были обезврежены взрывотехниками. В их работе нет такого понятия как «ложное минирование».

Валерий Архипов, генеральный директор службы взрывобезопасности «Урал-Вымпел»: «У нас любой выезд – настоящий. Даже если там ничего нет, но выезд – боевой. Мы работаем по-боевому. Мы отрабатываем полную схему. Сапер ошибается один раз, как говорится, но мы считаем, что три: когда выбирает профессию, когда женится и когда погибает».

Все сообщения о минировании сразу поступают в «Урал-Вымпел». Его сотрудники первыми приезжают на место. В напарниках у Александра Гуселетова боевой товарищ с уникальным нюхом. Пес Ермак способен найти до 20 видов взрывчатки – каждая пахнет по-своему. И для него эта работа всегда в радость. Найдя заветный сверток, он не будет отчаянно на него бросаться, наоборот, спокойно сядет рядом, и будет ждать вознаграждения.

Александр Гуселетов, сапёр-кинолог службы взрывобезопасности «Урал-Вымпел»: «Собака добродушная, агрессии не будет. Работаем среди людей. Ищет, при обнаружении дает усадку, показывая, что он обнаружил. При обнаружении дает усадку, и после этого дается ему игрушка».

Из всех вызовов, которые поступают в экстренные службы, процентов 80% - так называемые пустые. Бдительные люди, которые находят бесхозный пакет или подозрительные вещи, сообщают об этом, и это правильно: иногда такие находки действительно опасны. Поэтому специалисты предупреждают: обо всех непонятных объектах лучше всего сообщать в специальные органы, а не пытаться самостоятельно проверить содержимое.

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00