Уникальные профессии на Урале: органный мастер

Общество

Редкие кадры: «События» продолжают серию специальных репортажей о представителях профессий, каких даже в Екатеринбурге – городе-миллионнике – трудно найти. Сегодня расскажем об органном мастере.

Он, словно доктор, следит за состоянием единственного на Среднем Урале и одного из самых больших в России музыкального инструмента. В нем сочетаются творческое начало музыканта и аналитический ум механика. Казалось бы несовместимые качества – идеальный сплав для органного мастера. Денис Фомичёв настраивает инструмент не на глаз, а на слух.

«Он остается гудеть, так не должно быть. Делаются такие регулировки по механике, потому что в зависимости от перепада по влажности, температуре, абстракты в механике могут удлиняться или укорачиваться и начинает какой-то клапан гудеть».

Денис Фомичёв работает органным мастером в Свердловской филармонии. Он трепетно следит за состоянием единственного на Среднем Урале и одного из самых больших в России музыкального инструмента. Орган настолько велик, что напоминает многоэтажный дом, разделенный на комнаты. Чтобы попасть на самый верх, нужна лестница, а внизу места так мало, что приходится работать лежа:

«Коврик – чтобы просто помягче было. Когда приходится долго сидеть на коленках, крутить механику, просто для комфорта, иногда приляжешь ненадолго».

В этом органе больше четырех тысяч труб, инструмент весит 22 тонны. Мастер, словно врач, проводит диагностику, находя болевые точки и устраняя их. Обычно причина расстройства подопечного – это перепад температур.

«Утром здесь, наверху, воздух прохладный, а после репетиции оркестра весь теплый воздух поднимается, наоборот, наверх и появляется разница между мануалами. Здесь в позитиве трубы наверху находятся, а здесь ниже. И маленькие трубы, которые на проспекте стоят, тоже быстро реагируют на температуру».

На настройку органа у мастера каждый день и даже в выходные уходит по три часа, а в день концерта он делает это дважды – утром и вечером. Причем страховок от непредвиденных ситуаций не существует. Органист Тарас Багинец вспоминает, как однажды ему пришлось вызывать подмогу во время выступления.

Тарас Багинец, органист Свердловской государственной академической филармонии: «Это было еще до обновления органа году в 2010–2011. Еще предыдущий органный мастер, который обслуживал наш орган вообще с 1973 года. Я помню, он вынужден был на одном из концертов залезть внутрь органа и что-то где-то он держал, чтобы просто орган не гудел в этот момент. Доиграли мы концерт, и дальше он просто ремонтировал».

Тяга к ремонту у Дениса Фомичёва появилась еще в юности. В музыкальном институте он модернизировал аккордеон, поставил клапаны, их не было в заводской модели. За консультацией обратился к мастеру, который настраивал орган.

Денис Фомичёв, органный мастер Свердловской государственной академической филармонии: «Сначала мы с ним общались на тему баянов, аккордеонов – ремонта, настройки. Потом уже он начал мне подсовывать какие-то вещи. Например, в фотоаппарате защелка не работает – попробуй, сделай. Он, видимо, меня так немножко проверял. Потом в какой-то момент спросил: "А ты бы вот не хотел поработать?"».

13 лет Денис Фомичёв проработал в родном Волгограде, а в 2014-м его пригласили в Свердловскую филармонию. В это же время орган в Екатеринбурге буквально получил вторую жизнь. Его полностью разобрали, трубы отремонтировали, почистили, заменили главный пульт, установили новый деревянный корпус. Вот уже пять лет инструмент радует слушателей новым звучанием под чутким контролем своего органного мастера. В заключительной серии спецпроекта расскажем о хендлерах. Это специалисты, которые представляют выставочных собак в самом выгодном свете. Где учиться, как выглядеть и сложно ли освоить это дело – о редкой для Екатеринбурга профессии уже завтра расскажет Елена Халуторных.

Елена Халуторных

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00