В Кольцово приземлились два самолета Douglas времен Второй мировой

Общество

Блестящий алюминиевый фюзеляж, выступающие заклепки и винты на двигателях сегодня приковали внимание пассажиров аэропорта Кольцово. В екатеринбургской воздушной гавани приземлилась крылатая история – два Douglas DC-3 времен Второй мировой войны.

Небо над Екатеринбургом разрывает гул винтовых моторов. На полосу, как и 70 лет назад, мягко приземляется Douglas DC-3, следом за ним – второй. Два классика воздушной авиации времен Второй мировой войны – участники уникального перелета «Алсиб-2015». Они повторяют маршрут, по которому в 40-е годы по программе ленд-лиза в Советский Союз перегнали 18 тысяч американских самолетов.

Из Аляски через Берингов пролив, Сибирь, Екатеринбург. Конечная точка – Москва. Ветераны вспоминают: машина – надежней некуда. Виталий Мухин, военный летчик: «Я не помню ни одного случая, чтобы с этим самолетом что-то случилось или он вынужденно сел, или катастрофа была, такого не было».

В годы войны эти транспортные самолеты снабжали фронт всем необходимым и внесли огромный вклад в Победу. Андрей Соболев, министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области: «Они ковали Победу и обеспечивали фронт и тыл. Они перевозили сырье, боеприпасы, медикаменты. Это труженики, которые обеспечивали бесперебойное снабжение нашей армии».

Эдуард Войковский – племянник Героя Советского Союза. Его дядя – Александр Липилин – переправил в СССР 435 самолетов после войны, рассказывал о сложностях, с которыми сталкивались летчики при пересечении Сибири. Отсутствие ориентиров, карт, а также суровые погодные условия заставляли пилотов лететь практически вслепую. Эдуард Войковский, племянник Александра Липилина, летчика, Героя Советского Союза: «Впереди шел бомбардировщик, пристраивались по крыльям по четыре-пять самолетов с каждой стороны. 8-10 самолетов одновременно шли. Если был туман и плохие погодные условия, как мне дядя сказал, приходилось выдерживать дистанцию два-три метра».

Перелет «Алсиб-2015» посвящен 70-летию Великой Победы. Экипаж самолетов смешанный, российские и американские пилоты специально переучивались, чтобы управлять Douglas 42-го и 43-го гг. выпуска. Признаются, комфорта, как в привычном эйрбасе, здесь нет. Валентин Лаврентьев, командир Douglas DC-3: «Самолету 70 лет, и автопилота тут нет никакого. Нет ни локатора, ни системы антиобледенения, кабина не герметизирована. Весь холод, который есть на улице, передается сюда. Выполняя полет при температуре минус 20 градусов, мы восемь часов сидели при минус 15, вспоминали Героев-летчиков, которые перегоняли самолеты в военное время».

Второй пилот – Глен Мосс – самый молодой в команде, с детства грезил авиацией. Как только исполнилось 19 лет, сразу сел за штурвал. В опасный перелет на Douglas отправился не сомневаясь. Глен Мосс, второй пилот Douglas DC-3: «В первую очередь чувствуешь уважение к этому самолету, с помощью которого было спасено столько жизней во время войны, которая так важна для нас».

В Екатеринбурге Douglas сели на дозаправку. В городе они задержатся на ночь и снова в путь. 70-летние ветераны 16 июля вылетели из Америки и уже завтра приземлятся в Москве. Там они примут участие в международном авиакосмическом салоне. Конечной же точкой маршрута станет музей Красной армии.

Антон Чистяков, Павел Осинцев

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00