В Нижнем Тагиле представили рассекреченные материалы о производстве танков

Общество

Век в железном строю: в год столетия отечественного танкостроения Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения передало Нижнему Тагилу документы, которые много лет хранились под грифом «совершенно секретно».

«Вот, стоял гриф "секретно". А сейчас, вы видите, здесь штамп "рассекречено"».

Под грифом «совершенно секретно» все эти документы хранились несколько десятилетий. На страницах – чертежи и данные, которые не должны были оказаться в руках противника. Здесь, например, отчет об испытаниях легендарного Т-34 и его модификаций, сделанных еще до начала Великой Отечественной войны.

Ольга Гурская, главный хранитель выставочного комплекса АО "Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»: «Вместо пулемета на корпусе был установлен огнемет. Танк во время боя мог обстреливать противников из огнемета. И такой столб огня вылетал протяженностью от 60 до 100 метров. Это было страшное оружие».

25 томов, теперь уже рассекреченных, в музей передали сотрудники Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения. Самые ранние документы датированы тридцатыми годами прошлого века. Вот, например, об испытаниях первого советского тяжелого танка Т-35:

«Здесь представлены отчеты по испытаниям еще довоенного танка Т-35. Он был разработан в начале 30-х годов КБ Ленинградского завода, выпускался в Харькове».

Его называли парадным мамонтом Сталина. На фото 50-тонного гиганта испытывают не только огнем, но и водой, и грязью. Т-35 форсирует реки, преодолевает непроходимые рвы и курганы. Однако в бою из-за неповоротливости и размеров танк нередко становился трофеем противника. Куда легче и маневренней был Т-34. Танком Победы Т-34 становится именно здесь, на Урале. Осенью 1941 года в Нижний Тагил эвакуировали 12 предприятий. Именно здесь впервые в мире производство танков поставили на поток. Отсюда из рабочих цехов боевые машины отправлялись прямиком на фронт. Уральский танковый завод № 183, созданный на базе эвакуированных, считался крупнейшим в мире. В годы войны с его конвейера сошло ровно 25 914 боевых машин. Это больше, чем на всех вместе взятых оборонных предприятиях Третьего рейха. За сутки в Нижнем Тагиле производили 30 танков:

«За основу взят был конвейер вагоносборочного цеха, существовавшего на Уралвагонзаводе еще в 30-е годы. Все боевые машины выстраиваются в 35 позиций. На каждой позиции происходит сборка определенного узла танка. Конвейер автоматически передвигался каждые 30-40 минут с позиции на позицию».

Сам процесс сборки «тридцатьчетверок» при этом значительно упростился. Освоить это дело могли даже школьники. Силами работников конструкторского бюро и обычных заводчан Т-34 становится легендой Второй мировой войны. Именно здесь, в Тагиле, его броня стала крепка.

Ольга Гурская, главный хранитель выставочного комплекса АО "Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»: «В первую очередь была увеличена мощность орудия с 76-миллиметровой пушки до 85-миллиметровой пушки. Усилена лобовая броня корпуса и башни танка. Установлена была пятискоростная коробка передач. Была увеличена подвижность танка Т-34. Все эти основные характеристики позволили Т-34 соперничать с тяжелыми немецкими танками».

После войны конструкторский отдел остался на уральском заводе. Спустя 80 лет здесь по-прежнему работает танковый конвейер, но теперь он единственный в стране. С него сошли знаменитые Т-54, Т-72, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый танк современности, летающий Т-90 и, конечно, бронированный щит современной Российской армии «Армата»:

«Только сейчас можно узнать, что происходило в конструкторских отделах, как эти машины создавались, дорабатывались, совершенствовались, какие серьезные изменения вносились».

Все эти документы станут главными экспонатами на выставке, посвященной 100-летию отечественного танкостроения. Ее в Нижнем Тагиле теперь уже откроют только после окончания пандемии. Увидеть легендарный Т-34 можно будет уже совсем скоро – на параде, который состоится 24 июня. Танк Победы, по традиции, пройдет во главе железного строя.

Анастасия Кондрашова

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00