«Здесь ковали Победу»: последний полет Григория Бахчиванджи

Общество
08 Мая 2015, 21:05

Мы продолжаем спецпроект, посвященный легендарным предприятиям и героям-рабочим, которые сделали все, чтобы приблизить Победу. Сегодня расскажем о том, как вдали от фронта рисковали своими жизнями свердловские летчики.

Кольцово. Сегодня это крупнейший региональный аэропорт страны. За год через его терминалы проходят больше 4,5 миллионов пассажиров. 70 лет назад все было иначе. Дмитрий Тюхтин, директор по стратегическим коммуникациям аэропорта Кольцово: «Фактически, тогда Кольцово был неким городом, который жил по принципу натурального хозяйства. Здесь была молочная ферма, они обрабатывали несколько гектар земли, сеяли, собирали урожай, содержали себя полностью, шили здесь себе одежду и так далее».

Первую взлетную полосу здесь начали строить как раз в июне 1941. Работа была завершена в рекордные сроки – за 100 дней. Кольцово стал испытательным полигоном для оружия нового поколения. Практически без чертежей всего за месяц конструкторы эвакуированного на Урал НИИ ВВС собрали самолет-ракету. 15 мая 1942 года прототип реактивного перехватчика поднял в воздух летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи. Достоверных сведений нет, все велось в обстановке абсолютной секретности, а потому можно сказать только одно: Григорий Бахчиванджи взлетал именно отсюда.

Пожалуй, это уникальные кадры тех исторических испытаний. Записи первого полета, наверное, нет ни в одном киноархиве мира, да и не существует вообще, как и самого самолета. Это макет самолета БИ-1, именно на нем и летал Григорий Бахчиванджи. Это только имитация самолета. Настоящий истребитель не сохранился, ведь именно на нем в марте 1943 года летчик-испытатель поднялся в свой последний полет.

Тогда Григорию Бахчиванджи на самолете из дерева и ткани удалось разогнаться до 800 км/ч. Двигатель отключился почти на 80-й секунде, но что-то пошло не так. Вместо того чтобы начать планирование, самолет камнем рухнул вниз. Николай Патрушев, житель деревни Патруши: «Я в начальной школе учился, сидим в классе, слышим протяжный звук такой и удар, аж содрогнулось все, выбежали, смотрим: к речке бегут люди, он врезался между берегом и льдом, прямо в кромку. Все здесь было разбросано, запчасти самолета».

Трагическое ЧП заставило конструкторов отказаться от идеи совместить самолет и ракетный двигатель, все данные были уничтожены, а полеты Бахчиванджи забыты почти на 15 лет. Алексей Сафронов, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма департамента «Исторический факультет» УрФУ: «Важно понимать: полет Гагарина в апреле 1961 года, вероятно, был бы невозможен без полетов Бахчиванджи в аэропорту Кольцово города Свердловска».

По крупицам историю тех лет собирают в екатеринбургской школе №60. На фасаде – имя Бахчиванджи, а внутри – музей, посвященный летчикам-испытателям. Ученики проводят экскурсию, и тут выясняется, смельчаков в Кольцово было больше. Ольга Попова, ученица 7Б класса: «Капитан Бородай, эту фамилию можно было встретить в газетах. Окончил летное училище и прямиком в огненное небо Испании. После этого два ордена Ленина украсили его грудь, потом он испытывал новые конструкции самолетов, вот, кстати, и сам Бородай».

Красная армия в 1942 году испытывала большую потребность в самолетах всех типов. Поставить их могли союзники, в частности США. Самолеты в разобранном состоянии везли морем через Мурманск, частично перегоняли через Иран, но основным маршрутом была линия Фэрбенкс – Москва. Кольцово стал в этом опасном и полном трудностей пути перевалочным пунктом. Алексей Сафронов: «Не было навигации, сил МЧС, очень влияла погода на каждый этап перегона, вот как раз на фотографии запечатлен момент аварии одного из самолетов, возможно, с весьма печальными последствиями».

Всего, по оценкам историков, за годы перегонов погибли более 150 человек. Но, несмотря на опасность, из Аляски в Сибирь советские летчики доставили свыше 8000 самолетов. В память об этом подвиге в Фэрбенксе установлен монумент двум летчикам. Свердловские школьники уже работают над новым экскурсионным маршрутом «Урал космический».

Антон Чистяков

Также по теме

«Здесь ковали Победу»: пушки с завода имени Калинина

06 Мая 2015, 21:00

«Здесь ковали победу»: боеголовки для «Катюш» из Красноуральска

05 Мая 2015, 21:00

«Здесь ковали Победу»: Уральский алюминиевый завод

28 Апреля 2015, 21:17

«Здесь ковали Победу»: крылатый металл из Каменска-Уральского

26 Апреля 2015, 22:20

«Здесь ковали Победу»: Уралвагонзавод

19 Апреля 2015, 19:05

Здесь ковали Победу: железные кони для советских солдат

12 Апреля 2015, 15:05

Комментарии

Ctrl + Enter

Другие новости