Спецпроект «Звёздная жизнь»: пожар на космической станции

Общество

«События» продолжают серию специальных репортажей, посвященных Дню космонавтики. Наш корреспондент Алена Кононова побывала в Звездном городке и сегодня готова рассказать о секретах звездной жизни.

Самый сложный экзамен для космонавта – управление космическим кораблем «Союз», но что делать командиру, если на борту начинается пожар?

Попасть на место командира экипажа корабля «Союз» не так-то просто – сноровка нужна. В кресле командира чувствуешь себя будто в детских санках, но задача серьезная: добраться до МКС и вернуться обратно на Землю хотя бы в теории, и постараться выжить. Сергей Васенин, ведущий инженер: «Открыв этот люк, можно выйти наружу, где ждет наша спасательная бригада, если мы штатно приземляемся. Если внештатно – выходим и пытаемся выжить. Варианты посадки: можно хоть в тайгу, хоть в воду, хоть в пустыню сесть».

«Союз» – это единственный корабль в мире, который доставляет космонавтов на орбиту. Раньше летали и американские шаттлы, но из-за выработки ресурса кораблей и огромных финансовых затрат на подготовку челноков от них решили отказаться. Поэтому в подмосковном Звездном в центре подготовки космонавтов и россияне, и американцы, и японцы проходят тренировки.

Экзамен длится до восьми часов: не сдал – отстранен. В космосе нужно быть готовым ко всему. Наш экипаж экзамен, похоже, не сдал: пожар в «Союзе» возник из-за большого количества кислорода – не уследили. В это время уже в другом отсеке еще один сигнал о неисправности. Евгений Тарелкин, бортинженер космического корабля «Союз ТМА-06М»: «Сейчас звук – опять хочется бежать и что-то делать, бороться с неприятностями. Когда пыль попадает, такой же звук. Особенно неприятно, когда в ночи. Все уже спят, потом такой крик, но все уже знают, что делать. Мы быстро делаем все, все по своим штатным местам, делаем, что положено, а потом уже понимаем, что это датчик дыма. Такое за ночь бывает до пяти раз».

Космонавт Евгений Тарелкин экзамен в тренажере «Союз» сдал после девяти лет подготовки и отправился в свой первый полет, но тот же самый «Союз» преподнес ему сюрприз. Евгений Тарелкин: «Человек слышит по радио: первая отошла ступень, вторая, третья, и все. Я тоже только слышал на тренажере. Когда третья ступень отходит – это как будто огромной кувалдой дали под задницу, и ты повисаешь на ремнях. Мы все первый раз летели единственно – у нас американец, но он на шаттле летал, там другие ощущения. Глаза вот такие, висим, думаем, может, падаем уже, но потом понимаешь, что все нормально, это просто ступень так отделяется. После этого пинка под зад начинается невесомость».

На космической орбите Евгений Тарелкин провел полгода, но готов снова и снова тренироваться, лишь бы отправиться в очередной полет. Ведь если на орбите снится трава у дома, то дома видишь космические сны.

Алена Кононова

Другие новости

ИННОПРОМ

31 Мая 2023, 00:00